- Возвращение в офис
- Тихое увольнение
- Сотрудники-амбассадоры
- Увольнение в никуда
- В обход HR-А
- Офер (предложение о работе)
- Испытательный срок
- Выход из декрета
- Обсуждение зарплаты на собеседовании
- Обратная связь
- Дедлайн
- Подбор персонала по ценностям
- Менеджмент совещаний
- Апскиллинг и рескиллинг
- Искусственный интеллект в HR
- Профессиональная деформация HR-а 2
- Открытая зарплата
- Дженералист vs специалист
- Из специалиста в менеджеры
- Обратная связь кандидату
- Пульс-опросы
- Многозадачность
- Неструктурированное интервью
- Современное лидерство
- Нанимающий менеджер
- Время закрытия вакансии
- Негативные отзывы о работодателе
- Токсичный сотрудник
- Корпоративная культура на удаленке
- Гибридный формат работы
- EJM
- 4-дневная неделя
- Stay-интервью
- Что и как читают HR-ы
- Внешний vs внутренний кандидат
- Удаленный онбординг
- «Оценка 360 градусов»
- HR-лендинг
- HR-карьера
- «Красные флажки» в резюме
- Соотношение HR-ов и персонала
- Обмен знаниями
- Джоб-крафтинг
- Корпоративный блог
- HR и книга
- Аутплейсмент
- Офбординг
- eNPS
- Цифровой след в HR
- Онлайн-обучение
- Возвращение к работе "на работе"
- HR Digital
- Удаленная работа и HR
- Дизайн-мышление в HR
- Этика в работе HR-а и HR-консультанта
- Тестовые задания
- Корпоративный мерч
- HR-грехи
- Оценка персонала в IT
- Субординация
- Признание сотрудников
- Обратное наставничество
- HR-брендбук
- VR в HR
- Социальное обучение
- HR-сторителлинг
- Гостинг
- Контроффер
- Реферальный рекрутинг
- Управление счастьем
- Привлечение талантов
- Джоб-хопперы
- HR в IT
- Многообразие на работе
- HR и хакатоны
- HR в ритейле
- Корпоративные ценности
- Сорсинг
- Эмоциональный интеллект в HR
- HR-фейлы
- Мобильный HR
- ATS
- Евангелисты бренда
- Agile и HR
- Роботизация HR
- Публичный HR
- Имплант-рекрутмент
- Модель компетенций
- Интерим-менеджер
- Пассивный кандидат
- Неподходящий кандидат
- HR-бенчмаркинг
- Обучение возрастных сотрудников
- «Бирюзовые» компании
- Preboarding
- Корпоративные табу
- Поведенческое интервью
- Рекрутинговый маркетплейс
- Панельное интервью
- Оценка потенциала
- HR-аналитика
- "Тайный соискатель"
- Компании-няньки
- Несокращение персонала
- Компания без HR
- Сотрудники-бумеранги
- Job Shadowing
- Умный труд
- HR-стандарты
- Работники-инвалиды
- Рекрутинг в соцсетях
- КСО
- Неформальное обучение
- HR-маркетинг
- Чужая корпоративная культура
- EVP
- Куда уходят HR-ы?
- Ценность оценки персонала
- Мотивация к обучению
- Зеленый офис
- Вовлеченность персонала
- Непрофильный кандидат
- HR-стартапы
- «Мягкие» навыки
- Экспаты
- Избыточная квалификация
- HR vs. PR
- Геймификация в HR
- Переговоры о зарплате
- Корпоративная социальная сеть
- Как стать эйчаром?
- Дискриминационные объявления
- Увольнение персонала
- Кейс-интервью
- Теория поколений в работе HR-а
- Корпоратвное обучение
- Профессиональная деформация HR-а
- Корпоративный абсентеизм
- HR и оргизменения
- Внутренний рекрутинг
- Личный бренд
- «Социальный кафетерий»
- Новые профессии
- HR и лидерство
- Видеорекрутмент
- Корпоративная библиотека
- Социальные медиа и HR
- Корпоративный сторителлинг
- Нетрадиционный T&D
- Корпоративные издания
- HR-тренды
- Корпоративные запреты
- Особенности IT-рекрутинга
- Корпоративный веб-серфинг
- Ошибки НR-ов
- Нестандартный рекрутмент
- HR и временные трудности
- Личные отношения на работе
- HR-бренд
- Подбор топ-менеджеров
- Демотивация персонала
- Онлайн-рекрутмент
- Без опыта работы
- День из жизни HR-а
- HR-бюджет
- HR и коучинг
- HR-ивент
- Cправедливая зарплата
- Мунлайтинг
- HR глазами руководителя
- Объявления о вакансиях
- Оценка эффективности обучения персонала
- Оценка эффективности HR
- Ложь в резюме
- Карта мотиваторов
- Центр оценки и развития
- Опоздания на работу
- Кейсы в HR
- Специалисты по вознаграждениям
- Нетрадиционные интервью
- HR-клуб
- После собеседования
- Аутсорсинг персонала
- Текучесть персонала
- Перед собеседованием
- Штатный тренер
- Рекомендации
- Региональный рекрутмент
- Негативная мотивация
- Профессия: HR-менеджер
- Бренд работодателя
- Все про вакансии
- Управление талантами
- Дефицит персонала
- Идем на конференцию
- PRо слухи и сплетни
- Деловые игры
- Обучение персонала
- HR-отдел
- Выгорание на работе
- Адаптация персонала
- Стрессовые интервью
- Штатная оптимизация
- Психологическое насилие
- Социальный пакет + управление знаниями
- Событийный менеджмент
- Лояльность персонала
- Эмоциональный интеллект
- Оценка и аттестация персонала
- Топ-менеджеры
- Информационные технологии
Минтруд разработал проект нового закона о рынке труда
Минтруд разработал новую редакцию закона «О занятости населения». Новые правила расчета пособий по безработице, план борьбы с «тенью» и другие новшества одного из главных документов, регулирующих рынок труда.
Минтруд разработал и направил на согласование экспертам рабочую версию законопроекта «О занятости населения». Об этом РБК рассказали несколько собеседников, знакомых с текстом документа. Предполагается, что он вступит в силу с 1 января 2024 года и будет отвечать современным условиям рынка труда. Концепцию законопроекта ведомство представляло еще в феврале.
Новые нормы еще обсуждаются с представителями экспертных сообществ в рабочем порядке, сообщили РБК в Минтруде. Хотя проект находится в высокой степени готовности, говорить о конкретных параметрах преждевременно. На общественное обсуждение документ будет вынесен до конца 2022 года, рассчитывают в ведомстве.
Борьба с безработицей и теневой занятостью
Законопроект соответствует заложенным в концепции направлениям, однако во многом дублирует действующие положения законодательства, говорят собеседники РБК. К основным новшествам документа они отнесли следующие.
Изменения в правилах предоставления и расчета пособий по безработице
Главным документом при оказании помощи гражданам в трудоустройстве станет индивидуальный план содействия занятости, который формирует служба занятости по итогам профилирования (оно, в свою очередь, учитывает его сферу деятельности, пол, возраст, жизненные обстоятельства). Его формирование будет основанием для начисления пособия по безработице, а неисполнение гражданином мероприятий плана — поводом для прекращения выплат. Согласно действующему порядку регистрации безработных, этот документ не является обязательной частью процедуры и назначение пособия от него не зависит.
Кроме того, законопроект дает право индивидуальным предпринимателям (ИП) и самозанятым быть зарегистрированными в службах занятости и получать пособие при условии, что ИП ликвидирован, а статус самозанятого прекращен. Минтруд введет особый расчет пособия для этих категорий граждан: если в течение года до начала безработицы они совмещали ИП или самозанятость с трудовыми отношениями, которые длились не менее 26 недель, пособие рассчитают по величине среднего заработка в найме. В случае, если россияне имели ИП и статус самозанятого более года, не состояли в трудовых отношениях и не имеют долгов по налогам, пособие установят в размере средней величины налоговых отчислений. А если гражданин удовлетворяет обоим критериям (состоял в трудовых отношениях и был ИП больше года), то он сможет выбирать порядок расчета самостоятельно — но размер пособия все равно не превысит установленный государством максимум. В остальных случаях ИП и самозанятые смогут получать лишь минимальный размер пособия.
По действующим нормам ИП может претендовать только на минимальный размер пособия (исключением стала пандемия, когда размер выплат был увеличен), а права самозанятых в законодательстве в принципе не были прописаны.
Стремление Минтруда заполнить существующий пробел можно оценить позитивно, однако целесообразность ликвидации ИП и самозанятости перед обращением на биржу труда вызывает вопросы, говорит профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Налоговая и Пенсионный фонд имеют все сведения о движении средств у этих категорий граждан, и необходимость документально оформлять прекращение деятельности станет барьером, сокращающим число обращений в службы занятости, полагает он.
Кроме того, размер пособия необходимо определять по совокупному доходу человека, полученному как в статусе ИП или самозанятого, так и в статусе наемного работника, потому что россияне часто совмещают их, уверен Сафонов. «Если человек работает в найме и при этом имеет самозанятость, но на размер пособия последнее не влияет, получается, что ему невыгодно официально регистрироваться работающим на себя», — рассуждает эксперт.
Создание реестра работодателей, которые трудоустраивают сотрудников нелегально
Отдельная статья законопроекта посвящена борьбе с «неконвенциональной» (теневой) занятостью. Законопроект закрепляет право правительства утверждать план по борьбе с теневым наймом, а межведомственных комиссий регионов — координировать выполнение его мероприятий на местах. Предполагается, что власти будут вести общедоступный реестр работодателей, у которых выявили случаи неконвенциональной занятости.
Создание такого реестра несет коррупционные риски и в целом скорее опасно для бизнеса, так как может стать предметом манипуляций, полагает Сафонов. Если следовать такой логике, то нужно также вести реестр компаний, которые не соблюдают нормы охраны труда и задерживают зарплаты, отметил он. Кроме того, ответственность работодателей за теневую занятость давно прописана в Трудовом кодексе, напоминает эксперт.
Работа на платформы и международная кооперация
Регулирование платформенной занятости и закрепление правового статуса самозанятых
Если на сегодняшний день самозанятость — это только налоговый режим, то законопроект Минтруда закрепляет правовой статус самозанятых, дает им определение, отмечают собеседники РБК.
Однако более масштабные нововведения планируются в контексте регулирования платформенной занятости (то есть взаимоотношений самозанятых и ИП с компаниями типа «Яндекса» или «Сбера»). По предложению Минтруда оператор платформы получит право устанавливать максимальное количество часов, которое платформенный занятый может отработать в день, и осуществлять функции налогового агента по уплате налогов с доходов занятого. Кроме того, как ранее писали «Ведомости», он сможет давать преференции за выполнение заказов тем занятым, которые подключились к добровольным системам социальных гарантий или заключили договор с негосударственным пенсионным фондом.
Предусматривает законопроект и формирование некоммерческой организации, которая объединит представителей государства и платформ, — Совет цифровых платформ занятости. Он будет рассматривать жалобы занятых, разрабатывать стандарты качества услуг и мониторить ценовую ситуацию на этом рынке.
Право платформ предъявлять обязательные требования к деятельности платформенного занятого, определять лимиты времени, в которое он может трудиться, говорит о том, что фактически они смогут устанавливать трудовой распорядок, и делает эти взаимоотношения крайне похожими на трудовые, говорит Сафонов. Такими их признают законы многих зарубежных стран, например США и Казахстана. Получается, что Россия задает стандарты ниже, констатирует эксперт.
Развитие международного сотрудничества в сфере труда
Несмотря на санкционное давление и отток части трудовых ресурсов из России, законопроект включает в себя статью о международном сотрудничестве в сфере занятости, отмечают собеседники РБК. В частности, в нем говорится, что такое сотрудничество будет осуществляться на основе расширения возможностей граждан России для доступа на рынки труда иностранных государств.
Мнения о законопроекте
Первый закон о занятости в современной России, принятый в 1990-е, был объемом 16 страниц, сказал РБК вице-президент РСПП, член профильной рабочей группы Госдумы Федор Прокопов. «Сегодняшняя версия — почти 180 страниц. Я считаю, это многовато. Мне кажется, что серьезных изменений (относительно действующей редакции) там нет, поэтому законопроект избыточно распух», — отметил эксперт.
Он добавил, что в проект погружены многие постановления правительства, приказы Минтруда и нормативные акты, которые уже есть в правовом поле. «Когда приступали к работе, была задача подготовить закон о «занятости 2.0». Я пока этого не вижу», — категоричен Прокопов.
В законопроекте достаточно много хороших и интересных инициатив, возражает Сафонов. Однако он требует доработки с учетом мнений профессионального сообщества, отмечает эксперт.
Источник
Минтруд разработал проект нового закона о рынке труда
Минтруд разработал новую редакцию закона «О занятости населения». Новые правила расчета пособий по безработице, план борьбы с «тенью» и другие новшества одного из главных документов, регулирующих рынок труда.
Минтруд разработал и направил на согласование экспертам рабочую версию законопроекта «О занятости населения». Об этом РБК рассказали несколько собеседников, знакомых с текстом документа. Предполагается, что он вступит в силу с 1 января 2024 года и будет отвечать современным условиям рынка труда. Концепцию законопроекта ведомство представляло еще в феврале.
Новые нормы еще обсуждаются с представителями экспертных сообществ в рабочем порядке, сообщили РБК в Минтруде. Хотя проект находится в высокой степени готовности, говорить о конкретных параметрах преждевременно. На общественное обсуждение документ будет вынесен до конца 2022 года, рассчитывают в ведомстве.
Борьба с безработицей и теневой занятостью
Законопроект соответствует заложенным в концепции направлениям, однако во многом дублирует действующие положения законодательства, говорят собеседники РБК. К основным новшествам документа они отнесли следующие.
Изменения в правилах предоставления и расчета пособий по безработице
Главным документом при оказании помощи гражданам в трудоустройстве станет индивидуальный план содействия занятости, который формирует служба занятости по итогам профилирования (оно, в свою очередь, учитывает его сферу деятельности, пол, возраст, жизненные обстоятельства). Его формирование будет основанием для начисления пособия по безработице, а неисполнение гражданином мероприятий плана — поводом для прекращения выплат. Согласно действующему порядку регистрации безработных, этот документ не является обязательной частью процедуры и назначение пособия от него не зависит.
Кроме того, законопроект дает право индивидуальным предпринимателям (ИП) и самозанятым быть зарегистрированными в службах занятости и получать пособие при условии, что ИП ликвидирован, а статус самозанятого прекращен. Минтруд введет особый расчет пособия для этих категорий граждан: если в течение года до начала безработицы они совмещали ИП или самозанятость с трудовыми отношениями, которые длились не менее 26 недель, пособие рассчитают по величине среднего заработка в найме. В случае, если россияне имели ИП и статус самозанятого более года, не состояли в трудовых отношениях и не имеют долгов по налогам, пособие установят в размере средней величины налоговых отчислений. А если гражданин удовлетворяет обоим критериям (состоял в трудовых отношениях и был ИП больше года), то он сможет выбирать порядок расчета самостоятельно — но размер пособия все равно не превысит установленный государством максимум. В остальных случаях ИП и самозанятые смогут получать лишь минимальный размер пособия.
По действующим нормам ИП может претендовать только на минимальный размер пособия (исключением стала пандемия, когда размер выплат был увеличен), а права самозанятых в законодательстве в принципе не были прописаны.
Стремление Минтруда заполнить существующий пробел можно оценить позитивно, однако целесообразность ликвидации ИП и самозанятости перед обращением на биржу труда вызывает вопросы, говорит профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Налоговая и Пенсионный фонд имеют все сведения о движении средств у этих категорий граждан, и необходимость документально оформлять прекращение деятельности станет барьером, сокращающим число обращений в службы занятости, полагает он.
Кроме того, размер пособия необходимо определять по совокупному доходу человека, полученному как в статусе ИП или самозанятого, так и в статусе наемного работника, потому что россияне часто совмещают их, уверен Сафонов. «Если человек работает в найме и при этом имеет самозанятость, но на размер пособия последнее не влияет, получается, что ему невыгодно официально регистрироваться работающим на себя», — рассуждает эксперт.
Создание реестра работодателей, которые трудоустраивают сотрудников нелегально
Отдельная статья законопроекта посвящена борьбе с «неконвенциональной» (теневой) занятостью. Законопроект закрепляет право правительства утверждать план по борьбе с теневым наймом, а межведомственных комиссий регионов — координировать выполнение его мероприятий на местах. Предполагается, что власти будут вести общедоступный реестр работодателей, у которых выявили случаи неконвенциональной занятости.
Создание такого реестра несет коррупционные риски и в целом скорее опасно для бизнеса, так как может стать предметом манипуляций, полагает Сафонов. Если следовать такой логике, то нужно также вести реестр компаний, которые не соблюдают нормы охраны труда и задерживают зарплаты, отметил он. Кроме того, ответственность работодателей за теневую занятость давно прописана в Трудовом кодексе, напоминает эксперт.
Работа на платформы и международная кооперация
Регулирование платформенной занятости и закрепление правового статуса самозанятых
Если на сегодняшний день самозанятость — это только налоговый режим, то законопроект Минтруда закрепляет правовой статус самозанятых, дает им определение, отмечают собеседники РБК.
Однако более масштабные нововведения планируются в контексте регулирования платформенной занятости (то есть взаимоотношений самозанятых и ИП с компаниями типа «Яндекса» или «Сбера»). По предложению Минтруда оператор платформы получит право устанавливать максимальное количество часов, которое платформенный занятый может отработать в день, и осуществлять функции налогового агента по уплате налогов с доходов занятого. Кроме того, как ранее писали «Ведомости», он сможет давать преференции за выполнение заказов тем занятым, которые подключились к добровольным системам социальных гарантий или заключили договор с негосударственным пенсионным фондом.
Предусматривает законопроект и формирование некоммерческой организации, которая объединит представителей государства и платформ, — Совет цифровых платформ занятости. Он будет рассматривать жалобы занятых, разрабатывать стандарты качества услуг и мониторить ценовую ситуацию на этом рынке.
Право платформ предъявлять обязательные требования к деятельности платформенного занятого, определять лимиты времени, в которое он может трудиться, говорит о том, что фактически они смогут устанавливать трудовой распорядок, и делает эти взаимоотношения крайне похожими на трудовые, говорит Сафонов. Такими их признают законы многих зарубежных стран, например США и Казахстана. Получается, что Россия задает стандарты ниже, констатирует эксперт.
Развитие международного сотрудничества в сфере труда
Несмотря на санкционное давление и отток части трудовых ресурсов из России, законопроект включает в себя статью о международном сотрудничестве в сфере занятости, отмечают собеседники РБК. В частности, в нем говорится, что такое сотрудничество будет осуществляться на основе расширения возможностей граждан России для доступа на рынки труда иностранных государств.
Мнения о законопроекте
Первый закон о занятости в современной России, принятый в 1990-е, был объемом 16 страниц, сказал РБК вице-президент РСПП, член профильной рабочей группы Госдумы Федор Прокопов. «Сегодняшняя версия — почти 180 страниц. Я считаю, это многовато. Мне кажется, что серьезных изменений (относительно действующей редакции) там нет, поэтому законопроект избыточно распух», — отметил эксперт.
Он добавил, что в проект погружены многие постановления правительства, приказы Минтруда и нормативные акты, которые уже есть в правовом поле. «Когда приступали к работе, была задача подготовить закон о «занятости 2.0». Я пока этого не вижу», — категоричен Прокопов.
В законопроекте достаточно много хороших и интересных инициатив, возражает Сафонов. Однако он требует доработки с учетом мнений профессионального сообщества, отмечает эксперт.
Источник