Статьи по рубрикам
Показать все

    За кадром: как регламентируются права в модной индустрии

    Модельные съемки в сознании большинства воспринимаются исключительно как творческий процесс в индустрии моды и глянца. Тем не менее, за этим, как правило, стоят регламентированные юридические отношения между участниками. Как правило — не случайный оборот речи, ведь зачастую разыгрывается противоположный сценарий, как это произошло с моделью Энджи Шербурн. Несколько лет назад модель снялась для лукбука бренда Vetements. За эту работу модель сразу получила оплату, при этом формально сотрудничество никак не было оформлено в силу дружественных отношений с брендом и «наивности» 19-летней модели, как она признается на своей странице в Instagram. Помимо лукбука Vetements использовал фотографии с той съемки в своих рекламных кампаниях, промо-материалах и в оформлении магазинов и корнеров по всему миру. На запросы агента модели оплатить использование фотографий бренд отвечал отказом, ссылаясь на отсутствие договора.

    В процессе модной творческой съемки обычно участвует целая команда: фотограф, модель, продюсер, стилист, визажист, и это лишь минимальный состав участников. Главные роли, безусловно, принадлежат модели и фотографу, однако все зависит от того, на каких условиях работают участники: в рамках модельного агентства, которое и берет на себя все юридическое сопровождение модели, либо силами творческой команды журнала или бренда. Возникает целый ряд вопросов: имеет ли модель авторские права на изображения с ее участием; принадлежат ли они фотографу, модельному агентству или вовсе бренду? Какие есть ограничения по использованию изображений?

    Фоторедактор журнала «КиноРепортер» Олег Бурнаев отмечает, что наличие документов обязательно для любого типа съемок. «Если это съемка для лукбука или любая коммерческая съемка с моделью, в любом случае должен подписываться модельный релиз, где модель пишет, что она не против использования ее фотографий в рекламных целях, а все права на их использование прописываются. Для нашего журнала “КиноРепортер” мы всегда берем у наших звезд разрешение на публикацию: сразу во время съемок они подписывают нам бумагу, в которой они дают разрешение на публикацию их фотографий и на использование этих фото на сайте и в продвижении журнала. Там же и прописано, что никакое другое использование, в том числе коммерческое, невозможно без отдельного согласования со звездой», — заявил фотограф.

    Получение разрешений — ключевой момент в процессе съемок, считает владелец юридической компании «Катков и партнеры» и член Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности Павел Катков. «Для “очистки” прав на фотографии необходимо получить разрешение как минимум у двух лиц. Первое — фотографа, чьим творческим трудом создан данный объект авторского права. Второе — модели, съемки которой осуществляются. При этом права модели довольно специфичны. С одной стороны, кажется, что можно ограничиться разрешением на изображение. Однако в случае, если модель позировала, играла роль, исполняла некий сценарий, то правомерно поставить вопрос о наличии у нее смежного права на исполнение по аналогии с актерами. Кроме того, отдельной правовой оценки требует вклад остальных участников съемки, таких как продюсер съемки, сценарист, художник по свету. Если этот вклад был творческим, то для “очистки” прав на конечные фотографии необходимо будет получить разрешения и у этих лиц. Что касается совета, который можно дать моделям — это в первую очередь не подписывать, “где галочка”, смотреть документы, а лучше — поручать это грамотному юристу. Ведь единожды подписавшись не глядя, можно за копейки отдать права, которые стоят миллионы», — заявил юрист.

    Взаимодействие профессионалов из разных сфер в модной съемке характеризуется не только юридическими сложностями оформления отношений сторон, но и тем, что сам процесс организации полон разных непредсказуемых ситуаций, которые сложно предвидеть и обговорить заранее.

    Креативный директор российского бренда одежды Cocos Moscow Анастасия Головешко рассказала, что в организации съемок есть масса как правовых, так и этических моментов: «Если фотограф может быть в штате команды бренда, то с моделями не так просто — использование одной модели считается дурным тоном и неуважением к клиенту и покупателю, так как необходимо показать, как выглядит одежда на разных типах фигуры и внешности. К тому же, у съемок довольно плотный график, поэтому сотрудничество с одним модельным агентством становится практически невозможным. Часто мы задействуем девушек и юношей, не закрепленных за каким-либо агентством, иногда это просто друзья и знакомые. Так вот в случае с моделями из агентства ситуация сложнее. При найме они порой не предоставляют свои договоры и не всегда озвучивают условия распространения и использования фотографий и видео. Поэтому могут случаться непредвиденные ситуации, как раз такие, как у бренда Vetements. Иногда модели сами не знают некоторых тонкостей в документации, — отметила Анастасия. — У нас был подобный случай на практике, когда оказалось, что использовать лицо девушки в рекламных целях запрещено, и это было прописано в ее договоре. В этом случае есть несколько способов урегулировать конфликт интересов: выплатить компенсацию или дождаться окончания договора с модельным агентством. Либо — и это самый простой способ — не использовать все лицо целиком. Насколько мне известно, если на фотографии или видео не будут фигурировать глаза, то это не считается использованием внешности в рекламных целях».

    Очевидно, что только внимательно изучив юридические условия сотрудничества всех участников творческого процесса можно приступать к нему, но ритм жизни порой диктует иные условия. Одним из способов упростить процесс должно стать внедрение технологических решений, таких как использование смарт-контрактов и сервисов по депонированию всех объектов интеллектуальной собственности, включая фото и видео, считает заместитель генерального директора цифрового сервиса n'RIS Валерия Брусникина. «Договоренности между сторонами, безусловно, должны быть скреплены неким соглашением. Причем совершенно неважно, в какой форме будет это соглашение — в бумажном или электронном виде. В современном мире с бешеным темпом жизни бывает достаточно сложно быстро формализовать отношения. Здесь на помощь могут прийти такие сервисы как n’RIS, который позволяет задепонировать объекты интеллектуальной собственности и получить правовую охрану с одновременной публикацией сведений в IPChain — распределенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который также может зафиксировать факт договоренностей с обеих сторон. Например, модель могла бы зафиксировать те права, которые она передала агентству или сотрудничавшей с ней компании, а компания или бренд, в свою очередь, задепонировать фотографии, которые являются их интеллектуальной собственностью с соответствующими правами. И дальше уже получить более простой способ урегулирования конфликта», — заключила эксперт.

     

    Подготовлено Ассоциацией IPChain.

    Источник: rg.ru

    04.03.2019, 09:40

    За кадром: как регламентируются права в модной индустрии

    Модельные съемки в сознании большинства воспринимаются исключительно как творческий процесс в индустрии моды и глянца. Тем не менее, за этим, как правило, стоят регламентированные юридические отношения между участниками. Как правило — не случайный оборот речи, ведь зачастую разыгрывается противоположный сценарий, как это произошло с моделью Энджи Шербурн. Несколько лет назад модель снялась для лукбука бренда Vetements. За эту работу модель сразу получила оплату, при этом формально сотрудничество никак не было оформлено в силу дружественных отношений с брендом и «наивности» 19-летней модели, как она признается на своей странице в Instagram. Помимо лукбука Vetements использовал фотографии с той съемки в своих рекламных кампаниях, промо-материалах и в оформлении магазинов и корнеров по всему миру. На запросы агента модели оплатить использование фотографий бренд отвечал отказом, ссылаясь на отсутствие договора.

    В процессе модной творческой съемки обычно участвует целая команда: фотограф, модель, продюсер, стилист, визажист, и это лишь минимальный состав участников. Главные роли, безусловно, принадлежат модели и фотографу, однако все зависит от того, на каких условиях работают участники: в рамках модельного агентства, которое и берет на себя все юридическое сопровождение модели, либо силами творческой команды журнала или бренда. Возникает целый ряд вопросов: имеет ли модель авторские права на изображения с ее участием; принадлежат ли они фотографу, модельному агентству или вовсе бренду? Какие есть ограничения по использованию изображений?

    Фоторедактор журнала «КиноРепортер» Олег Бурнаев отмечает, что наличие документов обязательно для любого типа съемок. «Если это съемка для лукбука или любая коммерческая съемка с моделью, в любом случае должен подписываться модельный релиз, где модель пишет, что она не против использования ее фотографий в рекламных целях, а все права на их использование прописываются. Для нашего журнала “КиноРепортер” мы всегда берем у наших звезд разрешение на публикацию: сразу во время съемок они подписывают нам бумагу, в которой они дают разрешение на публикацию их фотографий и на использование этих фото на сайте и в продвижении журнала. Там же и прописано, что никакое другое использование, в том числе коммерческое, невозможно без отдельного согласования со звездой», — заявил фотограф.

    Получение разрешений — ключевой момент в процессе съемок, считает владелец юридической компании «Катков и партнеры» и член Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности Павел Катков. «Для “очистки” прав на фотографии необходимо получить разрешение как минимум у двух лиц. Первое — фотографа, чьим творческим трудом создан данный объект авторского права. Второе — модели, съемки которой осуществляются. При этом права модели довольно специфичны. С одной стороны, кажется, что можно ограничиться разрешением на изображение. Однако в случае, если модель позировала, играла роль, исполняла некий сценарий, то правомерно поставить вопрос о наличии у нее смежного права на исполнение по аналогии с актерами. Кроме того, отдельной правовой оценки требует вклад остальных участников съемки, таких как продюсер съемки, сценарист, художник по свету. Если этот вклад был творческим, то для “очистки” прав на конечные фотографии необходимо будет получить разрешения и у этих лиц. Что касается совета, который можно дать моделям — это в первую очередь не подписывать, “где галочка”, смотреть документы, а лучше — поручать это грамотному юристу. Ведь единожды подписавшись не глядя, можно за копейки отдать права, которые стоят миллионы», — заявил юрист.

    Взаимодействие профессионалов из разных сфер в модной съемке характеризуется не только юридическими сложностями оформления отношений сторон, но и тем, что сам процесс организации полон разных непредсказуемых ситуаций, которые сложно предвидеть и обговорить заранее.

    Креативный директор российского бренда одежды Cocos Moscow Анастасия Головешко рассказала, что в организации съемок есть масса как правовых, так и этических моментов: «Если фотограф может быть в штате команды бренда, то с моделями не так просто — использование одной модели считается дурным тоном и неуважением к клиенту и покупателю, так как необходимо показать, как выглядит одежда на разных типах фигуры и внешности. К тому же, у съемок довольно плотный график, поэтому сотрудничество с одним модельным агентством становится практически невозможным. Часто мы задействуем девушек и юношей, не закрепленных за каким-либо агентством, иногда это просто друзья и знакомые. Так вот в случае с моделями из агентства ситуация сложнее. При найме они порой не предоставляют свои договоры и не всегда озвучивают условия распространения и использования фотографий и видео. Поэтому могут случаться непредвиденные ситуации, как раз такие, как у бренда Vetements. Иногда модели сами не знают некоторых тонкостей в документации, — отметила Анастасия. — У нас был подобный случай на практике, когда оказалось, что использовать лицо девушки в рекламных целях запрещено, и это было прописано в ее договоре. В этом случае есть несколько способов урегулировать конфликт интересов: выплатить компенсацию или дождаться окончания договора с модельным агентством. Либо — и это самый простой способ — не использовать все лицо целиком. Насколько мне известно, если на фотографии или видео не будут фигурировать глаза, то это не считается использованием внешности в рекламных целях».

    Очевидно, что только внимательно изучив юридические условия сотрудничества всех участников творческого процесса можно приступать к нему, но ритм жизни порой диктует иные условия. Одним из способов упростить процесс должно стать внедрение технологических решений, таких как использование смарт-контрактов и сервисов по депонированию всех объектов интеллектуальной собственности, включая фото и видео, считает заместитель генерального директора цифрового сервиса n'RIS Валерия Брусникина. «Договоренности между сторонами, безусловно, должны быть скреплены неким соглашением. Причем совершенно неважно, в какой форме будет это соглашение — в бумажном или электронном виде. В современном мире с бешеным темпом жизни бывает достаточно сложно быстро формализовать отношения. Здесь на помощь могут прийти такие сервисы как n’RIS, который позволяет задепонировать объекты интеллектуальной собственности и получить правовую охрану с одновременной публикацией сведений в IPChain — распределенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который также может зафиксировать факт договоренностей с обеих сторон. Например, модель могла бы зафиксировать те права, которые она передала агентству или сотрудничавшей с ней компании, а компания или бренд, в свою очередь, задепонировать фотографии, которые являются их интеллектуальной собственностью с соответствующими правами. И дальше уже получить более простой способ урегулирования конфликта», — заключила эксперт.

     

    Подготовлено Ассоциацией IPChain.

    Источник: rg.ru

    04.03.2019, 09:40
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам