Статьи по рубрикам
Показать все

    Минтруд России выступил с инициативой по реализации концепции нулевого травматизма и учету микроповреждений работников

    «В настоящее время сохраняется тенденция к снижению уровня производственного травматизма», – отметил заместитель директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России Альберт Сакаев на конференции HR Legal 2019 о нововведениях в трудовом законодательстве, организованной деловой газетой «Ведомости».

    Так, в 2017 году было зафиксировано 6240 несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, в 2018 году их количество сократилось до 5069. Однако эксперт подчеркнул, что количество погибших на производстве, несмотря на сокращение, остается высоким: 1722 человека — в 2017 году и 1323 — в 2018 году. Если рассматривать число умерших в результате несчастных случаев на производстве в разрезе основных видов экономической деятельности, то в 2018 году больше всего человек скончалось в сфере строительства — 282 человека и на обрабатывающем производстве — 230 человек, а в сфере добычи полезных ископаемых меньше всего пострадавших — 101 человек.

    При этом Альберт Сакаев указал, что основными причинами несчастных случаев являются человеческий фактор и организация рабочего места работника, не соответствующая требованиям безопасности.

    В связи с этим Минтруд России принял решение придерживаться превентивного подхода в системе управления охраной труда, то есть заблаговременно выявлять опасности и снижать профессиональные риски для жизни и здоровья работников.

    Альберт Сакаев отметил, что министерство поставило перед собой задачу предусмотреть способы информирования и вовлечения всего персонала в обеспечение безопасности на производстве. Он подчеркнул, что на данный момент действует концепция «реактивного подхода» — работа по устранению только поверхностных причин, которые уже привели к происшествию.

    При этом ответственность за соблюдение требований охраны труда закреплена за линейными руководителями и специалистами. Поэтому эксперт обратил внимание на то, что в сфере регулирования вопросов охраны труда необходимо не только реагировать на произошедшие несчастные случаи, но и стремиться их предотвращать. Он также считает необходимым внедрить систему предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе заблаговременного и регулярного выявления угроз жизни и здоровью работников и реализации мероприятий по их устранению.

    Напомним, что Минтруд России, в частности, уже предлагал внедрить в систему охраны труда приоритет профилактики профессиональной заболеваемости. В подтверждение этому Альберт Сакаев указал, что министерство придерживалось двух основных принципов: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация повреждения здоровья работников и ликвидация последствий профессиональных рисков. Как результат, были разработаны проекты федеральных законов о внесении изменений в Трудовой кодекс, которые затрагивают следующие вопросы:

    права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда, государственное управление охраной труда, расследование, оформление (рассмотрение) и учет микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, несчастных случаев (далее — Законопроект);

    самостоятельное декларирование работодателем соответствий условий работы государственным нормативным требованиям охраны труда.

    Разработанный Законопроект был дополнен по итогам публичных обсуждений, которые состоялись в сентябре 2018 года. Так, Минтруд России закрепил в нем исчерпывающий перечень подзаконных нормативных актов, устанавливающих требования к охране труда. При этом правила по охране труда и единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты будут утверждены Минтрудом России (проектируемая ст. 212.1 ТК РФ). Государственные санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие нормативы факторов производственной среды и трудового процесса, будут издаваться Роспотребнадзором. Кроме того, все нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, станут публиковаться с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    На работодателя планируется возложить дополнительные обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Основные среди них (проектируемая ст. 214 ТК РФ):

    • комплексная оценка технического и организационного уровня рабочего места;

    • оценка факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут вызвать повреждения здоровья работников;

    • заблаговременная разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, определение профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест.

    Работодатель при осуществлении деятельности на территории, находящейся под контролем другого работодателя, будет обязан перед началом работ согласовать с ним мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. При этом должны быть предусмотрены меры и в отношении работников сторонних организаций, производящих работы на данной территории. Ему будет предоставлено право обратиться за государственной экспертизой условий труда, в том числе и после проведения специальной оценки условий труда (проектируемая ст. 213 ТК РФ).

    В проекте закона предусмотрено, что работа в опасных условиях запрещена (проектируемая ст. 214.1 ТК РФ). Работодатель обязан будет приостановить работы на рабочих местах, если они по результатам специальной оценки отнесены к опасному классу условий труда. Исключение составят работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций.

    Для возобновления работы организации работодатель должен будет составить план мероприятий по устранению оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда, с учетом мнения профсоюза. После этого работодатель направит план в территориальный орган Роструда. Если внеплановая специальная оценка условий труда не выявит нарушений, то работодатель сможет возобновить работу организации.

    Ранее мы писали, что Минтруд России хочет закрепить права работодателя в области охраны труда, так как такой нормы сейчас в ТК РФ нет. В связи с этим в доработанном Законопроекте эти права зафиксированы (проектируемая ст. 214.2 ТК РФ):

    • использовать в целях контроля за безопасностью производства работ устройства, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ и обеспечивать хранение полученной информации. При этом работодатель обязан будет проинформировать работника об использовании такого оборудования;

    • вести документооборот в области охраны труда в электронном виде;

    • предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ, а также к базам электронных документов работодателя в области охраны труда Роструду и его территориальным органам (государственным инспекциям труда в субъектах РФ).

    Обязанности работника в области охраны труда планируется расширить, и он должен будет (проектируемая ст. 216 ТК РФ):

    • лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах своей трудовой функции;

    • правильно использовать оборудование, инструменты, сырье, материалы и применять технологии;

    • контролировать исправность используемого оборудования и инструментов;

    • немедленно принимать меры по устранению выявленных неисправностей используемого оборудования и инструментов, нарушений применяемой технологии, несоответствий используемого сырья и материалов в соответствии со своими должностными обязанностями.

    Для обеспечения охраны труда работодатель будет проводить системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков (проектируемая ст. 217.1 ТК РФ). Одним из таких мероприятий будет являться рассмотрение причин возникновения микроповреждений. Под ними, а также микротравмами будут пониматься ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и иными лицами при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя, не повлекшие расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности (проектируемая ст. 226 ТК РФ). При этом для учета микротравм работника и рассмотрения обстоятельств и причин их появления потребуется обращение работника.

    При введении системы наблюдения за объектами на территории работодателя инспекторы Роструда смогут получить дистанционный доступ в онлайн-режиме к рабочим местам сотрудников, в связи с чем им реже потребуется выезжать на место для проведения проверки. Эксперт отметил, что это еще один шаг к переходу государственного надзора на электронный документооборот.

    По мнению Альберта Сакаева, нововведения помогут не только минимизировать травматизм на производстве, но и в целом улучшить условия труда, а значит сократить уровень смертности. Они также позволят повысить информированность работников об условиях труда на их рабочих местах и обеспечить гибкость работодателя в системе управления охраны труда.

     

    Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ

    15.03.2019, 09:57

    Минтруд России выступил с инициативой по реализации концепции нулевого травматизма и учету микроповреждений работников

    «В настоящее время сохраняется тенденция к снижению уровня производственного травматизма», – отметил заместитель директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России Альберт Сакаев на конференции HR Legal 2019 о нововведениях в трудовом законодательстве, организованной деловой газетой «Ведомости».

    Так, в 2017 году было зафиксировано 6240 несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, в 2018 году их количество сократилось до 5069. Однако эксперт подчеркнул, что количество погибших на производстве, несмотря на сокращение, остается высоким: 1722 человека — в 2017 году и 1323 — в 2018 году. Если рассматривать число умерших в результате несчастных случаев на производстве в разрезе основных видов экономической деятельности, то в 2018 году больше всего человек скончалось в сфере строительства — 282 человека и на обрабатывающем производстве — 230 человек, а в сфере добычи полезных ископаемых меньше всего пострадавших — 101 человек.

    При этом Альберт Сакаев указал, что основными причинами несчастных случаев являются человеческий фактор и организация рабочего места работника, не соответствующая требованиям безопасности.

    В связи с этим Минтруд России принял решение придерживаться превентивного подхода в системе управления охраной труда, то есть заблаговременно выявлять опасности и снижать профессиональные риски для жизни и здоровья работников.

    Альберт Сакаев отметил, что министерство поставило перед собой задачу предусмотреть способы информирования и вовлечения всего персонала в обеспечение безопасности на производстве. Он подчеркнул, что на данный момент действует концепция «реактивного подхода» — работа по устранению только поверхностных причин, которые уже привели к происшествию.

    При этом ответственность за соблюдение требований охраны труда закреплена за линейными руководителями и специалистами. Поэтому эксперт обратил внимание на то, что в сфере регулирования вопросов охраны труда необходимо не только реагировать на произошедшие несчастные случаи, но и стремиться их предотвращать. Он также считает необходимым внедрить систему предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе заблаговременного и регулярного выявления угроз жизни и здоровью работников и реализации мероприятий по их устранению.

    Напомним, что Минтруд России, в частности, уже предлагал внедрить в систему охраны труда приоритет профилактики профессиональной заболеваемости. В подтверждение этому Альберт Сакаев указал, что министерство придерживалось двух основных принципов: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация повреждения здоровья работников и ликвидация последствий профессиональных рисков. Как результат, были разработаны проекты федеральных законов о внесении изменений в Трудовой кодекс, которые затрагивают следующие вопросы:

    права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда, государственное управление охраной труда, расследование, оформление (рассмотрение) и учет микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, несчастных случаев (далее — Законопроект);

    самостоятельное декларирование работодателем соответствий условий работы государственным нормативным требованиям охраны труда.

    Разработанный Законопроект был дополнен по итогам публичных обсуждений, которые состоялись в сентябре 2018 года. Так, Минтруд России закрепил в нем исчерпывающий перечень подзаконных нормативных актов, устанавливающих требования к охране труда. При этом правила по охране труда и единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты будут утверждены Минтрудом России (проектируемая ст. 212.1 ТК РФ). Государственные санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие нормативы факторов производственной среды и трудового процесса, будут издаваться Роспотребнадзором. Кроме того, все нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, станут публиковаться с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    На работодателя планируется возложить дополнительные обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Основные среди них (проектируемая ст. 214 ТК РФ):

    • комплексная оценка технического и организационного уровня рабочего места;

    • оценка факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут вызвать повреждения здоровья работников;

    • заблаговременная разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, определение профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест.

    Работодатель при осуществлении деятельности на территории, находящейся под контролем другого работодателя, будет обязан перед началом работ согласовать с ним мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. При этом должны быть предусмотрены меры и в отношении работников сторонних организаций, производящих работы на данной территории. Ему будет предоставлено право обратиться за государственной экспертизой условий труда, в том числе и после проведения специальной оценки условий труда (проектируемая ст. 213 ТК РФ).

    В проекте закона предусмотрено, что работа в опасных условиях запрещена (проектируемая ст. 214.1 ТК РФ). Работодатель обязан будет приостановить работы на рабочих местах, если они по результатам специальной оценки отнесены к опасному классу условий труда. Исключение составят работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций.

    Для возобновления работы организации работодатель должен будет составить план мероприятий по устранению оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда, с учетом мнения профсоюза. После этого работодатель направит план в территориальный орган Роструда. Если внеплановая специальная оценка условий труда не выявит нарушений, то работодатель сможет возобновить работу организации.

    Ранее мы писали, что Минтруд России хочет закрепить права работодателя в области охраны труда, так как такой нормы сейчас в ТК РФ нет. В связи с этим в доработанном Законопроекте эти права зафиксированы (проектируемая ст. 214.2 ТК РФ):

    • использовать в целях контроля за безопасностью производства работ устройства, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ и обеспечивать хранение полученной информации. При этом работодатель обязан будет проинформировать работника об использовании такого оборудования;

    • вести документооборот в области охраны труда в электронном виде;

    • предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ, а также к базам электронных документов работодателя в области охраны труда Роструду и его территориальным органам (государственным инспекциям труда в субъектах РФ).

    Обязанности работника в области охраны труда планируется расширить, и он должен будет (проектируемая ст. 216 ТК РФ):

    • лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах своей трудовой функции;

    • правильно использовать оборудование, инструменты, сырье, материалы и применять технологии;

    • контролировать исправность используемого оборудования и инструментов;

    • немедленно принимать меры по устранению выявленных неисправностей используемого оборудования и инструментов, нарушений применяемой технологии, несоответствий используемого сырья и материалов в соответствии со своими должностными обязанностями.

    Для обеспечения охраны труда работодатель будет проводить системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков (проектируемая ст. 217.1 ТК РФ). Одним из таких мероприятий будет являться рассмотрение причин возникновения микроповреждений. Под ними, а также микротравмами будут пониматься ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и иными лицами при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя, не повлекшие расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности (проектируемая ст. 226 ТК РФ). При этом для учета микротравм работника и рассмотрения обстоятельств и причин их появления потребуется обращение работника.

    При введении системы наблюдения за объектами на территории работодателя инспекторы Роструда смогут получить дистанционный доступ в онлайн-режиме к рабочим местам сотрудников, в связи с чем им реже потребуется выезжать на место для проведения проверки. Эксперт отметил, что это еще один шаг к переходу государственного надзора на электронный документооборот.

    По мнению Альберта Сакаева, нововведения помогут не только минимизировать травматизм на производстве, но и в целом улучшить условия труда, а значит сократить уровень смертности. Они также позволят повысить информированность работников об условиях труда на их рабочих местах и обеспечить гибкость работодателя в системе управления охраны труда.

     

    Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ

    15.03.2019, 09:57
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам