Отдаем журнал бесплатно!

Свершилось: новый порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности

Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 утверждено долгожданное Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (далее — Положение-2015) и признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 № 255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности», которым было утверждено Положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности (далее — Положение-2012).

Напомним, что согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 99-ФЗ) с 1 июля 2015 г. лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

В соответствии с чч. 3 и 3.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ[1]:

  • лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 г., сохраняют свое действие до 1 января 2019 г.[2] Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;
  • юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 г. После 1 января 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

 

Таким образом, теперь лицензируются все виды обращения с отходами (кроме непосредственно образования и накопления). Что ж, как говорится, все новое — это хорошо забытое старое. Напомним, несколько лет назад мы уже попадали в подобную ситуацию. Тогда требования контролирующих органов доходили до абсурда: инспекторы при проверке арендодателей заставляли их получать лицензию, если арендаторы помещений не имели своего мусорного контейнера и договора на вывоз мусора и их отходы вывозились на полигон твердых бытовых отходов по договору арендодателей с этим полигоном. В результате под давлением представителей бизнеса перечень лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами был сокращен до обезвреживания и размещения.

С 1 июля 2015 г. все вернулось на круги своя: хозяйствующие субъекты вынуждены в спешном порядке переоформлять свои лицензии или получать их заново. Учитывая, что лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов нужно получить до 1 января 2016 г., а новое положение о лицензировании «немного запоздало», природопользователям придется очень сильно постараться, чтобы успеть в срок.

А теперь обо всем по порядку.

Для начала освежим в памяти определения терминов, обозначающих виды обращения с отходами. Это важно, поскольку данные термины за последнее время тоже претерпели изменения, в результате чего изменился спектр действий по обращению с отходами, на осуществление которых теперь нужно получать лицензию.

Обратимся к Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.06.2015; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) (выделено автором):

 

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 1. Основные понятия

[…]
размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
[…]
сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;
обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
[…]

 

В одной из своих статей[3] автор уже обращала внимание на то, что в свете последних изменений в области лицензирования очень важно четко представлять себе, как долго вы планируете складировать тот или иной отход:

  • если сроком до 6 месяцев, в этом случае речь идет о накоплении отходов, которое не подлежит лицензированию;
  • если сроком более 6 месяцев, такое складирование уже будет именоваться хранением и подлежать лицензированию[4].

Процедура получения лицензии сложная (причем окончательный результат зависит от многих факторов, в т.ч. решений государственных органов), длительная (а ведь 1 января 2016 г. уже не за горами) и к тому же дорогостоящая. Чтобы разобраться, как изменится (точнее, уже изменилась) данная процедура, проведем подробный сравнительный анализ Положения-2015 и Положения-2012.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Различия обнаруживаются уже в п. 1 рассматриваемых документов (выделено автором):

 

 

Как мы видим, был расширен перечень лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами (подробный перечень работ приведен в приложении к Положению-2015).

Кроме того, п. 1 Положения-2012 содержал требование о необходимости включения отходов, деятельность по обращению с которыми планирует осуществлять (осуществляет) соискатель лицензии (лицензиат), в федеральный классификационный каталог отходов[5] (далее — ФККО). Теперь же это требование раскрывается через необходимость указания в заявлении на получение лицензии перечня конкретных видов отходов I–IV классов опасности, содержащего их наименования, классы опасности и коды согласно ФККО (подп. «а» п. 5 Положения-2015).

В соответствии с п. 2 Положения-2015 лицензирующим органом (т.е. органом, выдающим бланки лицензий) по-прежнему остается Росприроднадзор.

ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

В Положении-2015 лицензионные требования, которые предъявляются к соискателям лицензии (лицензиатам), дифференцированы в зависимости от вида обращения с отходами (табл. 1).

 

 

Теперь сравним лицензионные требования, установленные Положением-2012 и Положением-2015.

Требования подп. «а» и «б» п. 3 Положения-2015 практически полностью дублируют аналогичные требования Положения-2012. Так, для осуществления деятельности по обращению с отходами необходимо иметь в собственности здания, строения, сооружения, помещения (если речь идет о сборе, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов) и специальное оборудование (если речь идет об обработке, утилизации, обезвреживании отходов), соответствующие установленным требованиям.

Данное лицензионное требование обусловлено тем, что несколько лет назад в нашей стране процветали фирмы-посредники, которые занимались сбором и транспортировкой отходов, но не имели своих производственных активов, транспорта или оборудования. При этом они искусственно завышали стоимость приема и передачи отходов организациям, осуществлявшим захоронение или обезвреживание отходов. Кстати, после того как лицензирование сбора и транспортировки отходов было отменено (до недавних пор), подобных организаций стало еще больше.

В связи с возвращением транспортировки отходов в перечень лицензируемых видов деятельности подп. «в» п. 3 Положения-2015 предусмотрено новое (в сравнении с Положением-2012) лицензионное требование — наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств[6] (оно касается только тех соискателей лицензии (лицензиатов), которые планируют осуществлять (осуществляют) транспортирование отходов).

Лицензионное требование Положения-2012 о прохождении работниками, которые допущены к обращению с отходами, специального обучения и получении ими сертификата на право обращения с отходами остается в силе (подп. «г» п. 3 Положения-2015). Данное требование закреплено в Федеральном законе № 89-ФЗ:

 

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I–IV класса опасности

1. Лица, которые допущены к обращению с отходами I–IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV класса опасности.
[…]

 

Таким образом, соискатель лицензии должен определить круг лиц, которые будут осуществлять обращение с отходами, и направить их на специальные курсы. Проблема в том, что данные курсы являются продолжительными и дорогостоящими, а срок действия сертификатов составляет всего 3 года, поэтому обучение всех сотрудников предприятия-природопользователя представляет весьма сложную задачу.

Подпункт «д» п. 3 Положения-2015 содержит еще одно лицензионное требование, которое ранее было предусмотрено Положением-2012, — проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I–IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов (это требование применяется в отношении соискателей лицензии, которые планируют осуществлять работы по размещению отходов).

Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 24.03.2014 № 228 (в ред. от 03.10.2015; далее — Постановление № 228) утвержден Перечень веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию. Согласно п. 6 данного Постановления в целях государственного учета обращения ОРВ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, использование, хранение, рекуперацию, восстановление, рециркуляцию (рециркулирование) и уничтожение ОРВ на территории Российской Федерации:

  • ведут учет произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных ОРВ;
  • представляют ежегодно, начиная с 2015 г., не позднее 1 апреля, в Минприроды России отчетность за прошедший год о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных ОРВ по форме   согласно приложению № 1 к Постановлению № 228 (см. извлечение ниже);
  • обеспечивают своевременность представления данной отчетности и достоверность указанных в ней сведений.

 

 

В то же время из перечня лицензионных требований, приведенных в Положении-2015, в сравнении с Положением-2012 были исключены:

  • наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами. Однако в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ ответственность за допуск работников к работе с отходами I–IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. Следовательно, такое должностное лицо должно быть у соискателя лицензии (лицензиата);
  • проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду. Однако обязанность по проведению такого мониторинга предусмотрена ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ (выделено автором):

 

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 12. Требования к объектам размещения отходов

[…]
3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
[…]

 

Более того, Минприроды России разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду»[7];

  • наличие у соискателя лицензии (лицензиата) системы производственного контроля в области обращения с отходами. Однако в соответствии со ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, который является составной частью производственного экологического контроля (далее — ПЭК), осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

Так, согласно п. 2 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК[8], осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК. Следовательно, ведение производственного контроля является обязательным требованием практически для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением хозяйствующих субъектов IV категории:

 

Извлечение
из Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий

(утв. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029)

IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории

6. Наличие одновременно следующих критериев:
а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа.
8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

 

Отметим, что в первоначальном тексте проекта Положения-2015 в перечень лицензионных требований было включено в том числе наличие объекта размещения отходов, на котором лицензиатом осуществляется деятельность в области обращения с отходами, в государственном реестре объектов размещения отходов[9]. В утвержденном Положении-2015 такое требование отсутствует. В связи с этим следует обратить внимание на следующий факт, который автор уже упоминала в октябрьском номере журнала: в Государственную Думу был внесен законопроект № 826840-6 «О приостановлении действия пункта 7 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"», в соответствии с которым предлагается приостановить до 1 января 2019 г. действие п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ (выделено автором):

 

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 12. Требования к объектам размещения отходов

[…]
7. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
[…]

ГРУБЫЕ НАРУШЕНИЯ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

В перечень грубых нарушений лицензионных требований в сравнении с Положением-2012 в Положении-2015 (п. 4) были дополнительно включены:

  • отсутствие у лицензиата, осуществляющего транспортировку отходов I–IV классов опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
  • допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV классов опасности.

Последнее требование следует из ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ:

 

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I–IV класса опасности

1. Лица, которые допущены к обращению с отходами I–IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV класса опасности.
[…]
3. Порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

 

Напомним, что из перечня лицензионных требований было исключено наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;

  • использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I–IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ), повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11[10] ст. 19 Федерального закона № 99-ФЗ.

В то же время из перечня грубых нарушений лицензионных требований в сравнении с Положением-2012 было исключено непроведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (напомним, проведение данного мониторинга теперь вообще не является лицензионным требованием).

ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ

В соответствии с Положением-2012 для получения лицензии соискатель лицензии должен был направить или представить в лицензирующий орган в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 99-ФЗ заявление о предоставлении лицензии с приложением необходимых документов. Информация, которую должно было содержать это заявление, не была указана непосредственно в Положении-2012, т.е. при составлении заявления соискатель лицензии должен был руководствоваться лишь требованиями Федерального закона № 99-ФЗ.

В Положении-2015 содержанию заявления о предоставлении лицензии посвящен отдельный пункт — п. 5. Так, в соответствии с данным пунктом для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с чч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона № 99-ФЗ[11]. Информация, которая должна быть указана в заявлении, дифференцирована в зависимости от вида обращения с отходами (табл. 2).

 

 

Рассмотрим данные требования подробнее.

Так, перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, который согласно подп. «а» п. 5 Положения-2015 нужно указать в заявлении, должен соответствовать Перечню работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, который содержится в приложении к Положению-2015.

СЭЗ, реквизиты которого должен указать в заявлении соискатель лицензии в соответствии с подп. «б» п. 5 Положения-2015, выдается Роспотребнадзором на основании экспертизы представленной документации. Заключение выдается в порядке, предусмотренном Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» (в ред. от 12.08.2010). Основной целью проведения экспертизы является выявление соответствия заявленной деятельности СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

Приведем примерный перечень документов, необходимых для получения экспертного заключения и СЭЗ:

 

Документы, необходимые для получения экспертного заключения и санитарно-эпидемиологического заключения

  1. Учредительные документы (устав и свидетельства).
  2. Правоустанавливающие документы на земельный участок, помещения и здания. План БТИ, экспликация помещений.
  3. Договоры с лицензированными организациями на передачу отходов (при наличии договора на транспортировку отходов необходимо приложить договор транспортировщика с лицензированным полигоном), акты вывоза отходов.
  4. Ассортиментный перечень товаров (работ, услуг), в ходе изготовления (проведения, оказания) которых будут образовываться отходы. Полное описание схемы обращения с отходами от их образования до удаления или иного способа обращения с ними.
  5. Краткая характеристика производственной деятельности и деятельности по обращению с отходами (в т.ч. численность персонала, режимы труда, штатное расписание, описание помещений, акты осмотра помещений).
  6. Паспорта и сертификаты на технологическое оборудование.
  7. Сертификаты и санитарно-эпидемиологические заключения на производимую продукцию и используемое сырье.
  8. При наличии автотранспорта — паспорта ПТС, договор с платной автостоянкой (если есть), договор на мойку автотранспорта, договор на ремонт и техническое обслуживание автотранспорта.
  9. Инструкции по обращению с отходами.
  10. Материалы производственного экологического контроля в области обращения с отходами.
  11. Документы, подтверждающие наличие емкостей для сбора отходов (контейнеры).
  12. Протоколы замеров качества состояния атмосферного воздуха (в т.ч. на границе санитарно-защитной зоны), воды, сточных вод, почв, воздуха рабочей зоны и др.
  13. Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, санитарно-эпидемиологические заключения на проекты нормативов предельно допустимых выбросов и санитарно-защитной зоны (если имеются).
  14. Паспорта отходов I–IV классов опасности.
  15. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
  16. Расчет класса опасности отходов для здоровья человека.
  17. Список должностей работников, подлежащих периодическим профилактическим медицинским осмотрам, согласованный с Роспотребнадзором в установленном порядке.
  18. Договоры на медицинский осмотр сотрудников и актуальные результаты такого осмотра.
  19. Договор на проведение дезинфекционных работ с копией санитарно-эпидемиологического заключения на деятельность по проведению дезинфекционных работ исполнителя.
  20. Копии свидетельств на право работы с опасными отходами лиц, которые допущены к обращению с отходами.
  21. Договор на аренду санитарно-бытовых помещений для водителей по адресу хранения автотранспорта.
  22. Договоры на дезинсекцию и дератизацию помещений.
  23. Договор на стирку одежды.
  24. Номенклатура и нормы выдачи средств индивидуальной защиты.

 

Вполне вероятно, что некоторые документы из данного перечня не потребуются именно вашему предприятию, а возможно, местный Роспотребнадзор затребует дополнительные сведения. Отметим, что расчет класса опасности отходов для здоровья человека проводится чаще всего Роспотребнадзором на платной основе и является дорогостоящей услугой. В некоторых субъектах Российской Федерации его проведение обязательно, а в других данное требование считается избыточным.

В целом нужно отметить, что получить СЭЗ теперь стало намного сложнее, чем раньше. Список требований Роспотребнадзора растет как на дрожжах. Это связано с тем, что экспертиза документов до подачи заявления на получение СЭЗ проводится при отсутствии административного регламента, т.е. требования санитарных врачей ничем не ограничены, кроме их понимания соответствия хозяйственной деятельности санитарным нормам. Именно поэтому данный этап лицензирования чаще всего является самым продолжительным и затратным.

Напомним, что Росприроднадзор не требует прикладывать к материалам лицензирования проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, материалы ПЭК и паспорта отходов, в отличие от Роспотребнадзора. В связи с тем, что сейчас паспортизация отходов проводится фактически заново и процесс этот невероятно растянулся во времени, собрать полный пакет документов для получения СЭЗ становится еще сложнее.

Что касается положительного заключения ГЭЭ, реквизиты которого должны быть указаны согласно подп. «в» п. 5 Положения-2015 в заявлении соискателем лицензии, планирующим осуществлять размещение и (или) обезвреживание отходов, то согласно информации, приведенной на сайте Росприроднадзора http://rpn.gov.ru/node/654, в состав материалов, представляемых на ГЭЭ по объектам, указанным в ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ[12], входят:

  • документация, подлежащая ГЭЭ, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащая материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит ГЭЭ;
  • положительные заключения и (или) документы согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту ГЭЭ в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
  • материалы обсуждений объекта ГЭЭ с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона № 174-ФЗ срок проведения ГЭЭ (которая, кстати, проводится на платной основе) не должен превышать 3 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика.

Подпунктом «г» п. 5 Положения-2015 предусмотрено для работ по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности указание в заявлении о предоставлении лицензии реквизитов разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которые были выданы в период со дня вступления в силу Федерального закона № 232-ФЗ и до дня вступления в силу Федерального закона № 309-ФЗ. Отметим, что Положением-2012 представление такой информации не требовалось.

Теперь выясним, как изменились требования к документам, которые должны входить в приложение к заявлению о предоставлении лицензии. В соответствии с п. 6 Положения-2015 они также дифференцированы в зависимости от вида обращения с отходами (табл. 3).

 

 

Таким образом, в Положении-2015 из перечня прилагаемых соискателем лицензии к заявлению о предоставлении лицензии документов в сравнении с Приложением-2012 исключены:

  • копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядкеэти сведения и так есть в распоряжении государственных органов;
  • перечень заявленных для выполнения работ в области обращения с отходами (с указанием наименования, класса опасности и кода отхода согласно ФККО) эта информация теперь указывается в самом заявлении;
  • сведения о наличии у соискателя лицензии СЭЗ о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, реквизиты СЭЗ теперь указываются в самом заявлении;
  • сведения о наличии у соискателя лицензии положительного заключения ГЭЭ проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов (за исключением объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Федерального закона № 309-ФЗ),реквизиты такого заключения теперь указываются в заявлении (напомним, что для работ по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности в заявлении указываются реквизиты разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданных в период со дня вступления в силу Федерального закона № 232-ФЗ и до дня вступления в силу Федерального закона № 309-ФЗ);
  • копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии — юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;

 

К СВЕДЕНИЮ

Еще раз отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, который является составной частью ПЭК. Программу ПЭК разрабатывают и утверждают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (п. 2 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ). То есть от проведения ПЭК освобождены только хозяйствующие субъекты, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV категории.

 

  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, однако отсутствие данного документа в перечне документов, которые необходимо приложить к заявлению о предоставлении лицензии, не означает, что лицензию можно получить бесплатно, т.к. в соответствии с п. 13 Положения-2015 за предоставление лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 

КСТАТИ

На основании подп. 92 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 05.10.2015) государственная пошлина за предоставление лицензии составляет 7500 руб.

 

Что касается новых (в сравнении с Положением-2012) документов, которые необходимо приложить к заявлению о предоставлении лицензии, то в связи с тем, что Положением-2015 предусмотрено новое лицензионное требование к получателям лицензии — наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, — соискатель лицензии, который планирует осуществлять транспортирование отходов, должен представить соответствующие сведения о соблюдении этого требования.

Интересный факт: несмотря на то что из перечня лицензионных требований в Положении-2015 в сравнении с Положением-2012 было исключено наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами, соискатель лицензии все равно должен приложить к заявлению о предоставлении лицензии копию документа, подтверждающего наличие в его штате должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I–IV классов опасности. Это еще раз подтверждает тот факт, что соответствующее должностное лицо должно быть у соискателя лицензии (лицензиата)[13].

Внимательно изучив табл. 1–3, можно обнаружить еще один заслуживающий внимания факт, который касается транспортирования отходов.

Так, согласно табл. 1 к соискателю лицензии (лицензиату), который планирует осуществлять (осуществляет) транспортирование отходов (назовем его описательно «транспортировщик отходов»), не предъявляются лицензионные требования о наличии у него необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.

Одновременно с этим в соответствии с табл. 3 транспортировщик отходов не должен прикладывать к заявлению о предоставлении лицензии копии документов, подтверждающих наличие у него таких зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования.

Однако на основании табл. 2 в заявлении о предоставлении лицензии транспортировщик отходов должен указать реквизиты СЭЗ о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами. Парадокс!

ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ

Требования к перечню документов, представляемых лицензиатом для переоформления лицензии, претерпели аналогичные перечисленным в предыдущем разделе статьи изменения. Однако отметим один интересный факт:

 

 

То есть в соответствии с Положением-2015 при переоформлении лицензии для осуществления работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов лицензиат должен указать сведения о наличии у него специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств. В то же время при получении лицензии такое требование предъявляется только к транспортировщику отходов.

ВЫВОДЫ

  1. Итак, какие же требования предъявляются к соискателю лицензии (лицензиату) при получении (переоформлении) лицензии в зависимости от вида обращения с отходами? Ответ на этот вопрос содержит сравнительная таблица, которую вы можете скачать, воспользовавшись услугой «Сервис форм».
  2. В целом получение лицензии — процесс очень длительный, особенно если природопользователи занимаются этим самостоятельно. Если вы хотите получить лицензию, запаситесь временем (не менее года!), финансовыми средствами и, конечно, терпением, потому что никто не может вам гарантировать, что, пока вы получаете лицензию, законодательные требования вновь не изменятся: от наших законодателей можно ожидать чего угодно — они товарищи непредсказуемые.
 

[1] Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ).

Подробнее об изменениях, предусмотренных данным Федеральным законом, см.: Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (https://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/).

Обратите внимание: в указанной статье не учтены изменения, внесенные в Федеральный закон № 458-ФЗ федеральными законами от 29.06.2015 № 176-ФЗ и № 203-ФЗ (прим. редакции).

[2] Лицензии на деятельность по обращению с отходами, выданные после 1 июля 2015 г., будут действовать бессрочно (см. ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 99-ФЗ).

[3] См. Ламихова М. Накопление, хранение, захоронение и размещение отходов: что есть что? // Справочник эколога. 2015. № 10. С. 15–27 (https://www.profiz.ru/eco/10_2015/terminy/).

[4] Хотя здесь не все так однозначно. В настоящее время накопление отходов — это складирование отходов на срок не более 6 месяцев, а хранение отходов — это складирование отходов на срок более 11 месяцев. С 1 января 2016 г. максимальный срок возможного накопления отходов увеличится до 11 месяцев, но до вступления в силу данных изменений складирование отходов на срок более 6 месяцев, но менее 11 месяцев будет оставаться в правовом вакууме.

[5] См. Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (в ред. от 20.07.2015).

ФККО ищите здесь:

http://www.fkko.ru/

http://rpn.gov.ru/node/852/

http://clevereco.ru/

[6] О требованиях к транспортировке отходов см.: Линова С.А. Транспортировка отходов по всем правилам // Справочник эколога. 2013. № 4. С. 5–16 (прим. редакции).

[8] Подробнее о разработке программы ПЭК и производственного контроля в области обращения с отходами см.:

– Согласование порядка производственного контроля в области обращения с отходами // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 4–5;

– Согласование программы ПЭК // Справочник эколога. 2015. № 10. С. 4–5 (прим. редакции).

[9] Подробную информацию о ведении данного реестра см.:

Вихровская А.П. Отсутствие объекта размещения отходов в ГРОРО // Справочник эколога. 2014. № 11. С. 12–18 (https://www.profiz.ru/eco/11_2014/GRORO/);

Ламихова М. Включение объектов размещения отходов в ГРОРО: комментарии и рекомендации // Справочник эколога. 2015. № 3. С. 46–53 (прим. редакции).

Сам реестр ищите здесь:

http://rpn.gov.ru/node/853/

http://clevereco.ru/groro/

[10] В соответствии с данной частью к таким последствиям относятся:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

[11] Отметим, что в Положении-2012 не было отсылки к ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 99-ФЗ, в соответствии с которой в заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии может указать просьбу о направлении ему в электронной форме информации по вопросам лицензирования.

[12] В соответствии с подп. 7.2 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, является объектом ГЭЭ федерального уровня.

Подробнее о ГЭЭ см.:

Дубинский Н. Регламент проведения ГЭЭ федерального уровня: комментарий к Приказу Минприроды России от 06.05.2014 № 204 // Справочник эколога. 2015. № 6. С. 8–22 (https://www.profiz.ru/eco/6_2015/admin_reglament/);

Бабина Ю.В. Правовые основы государственной экологической экспертизы и экспертизы проектной документации // Справочник эколога. 2015. № 7. С. 76–89 (прим. редакции).

[13] Подробнее об этом см.: Куликов И.В. Лица, ответственные за допуск работников к обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 61–65 (прим. редакции).

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 11, 2015.

Отдаем журнал бесплатно!

Свершилось: новый порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности

Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 утверждено долгожданное Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (далее — Положение-2015) и признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 № 255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности», которым было утверждено Положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности (далее — Положение-2012).

Напомним, что согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 99-ФЗ) с 1 июля 2015 г. лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

В соответствии с чч. 3 и 3.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ[1]:

  • лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 г., сохраняют свое действие до 1 января 2019 г.[2] Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;
  • юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 г. После 1 января 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

 

Таким образом, теперь лицензируются все виды обращения с отходами (кроме непосредственно образования и накопления). Что ж, как говорится, все новое — это хорошо забытое старое. Напомним, несколько лет назад мы уже попадали в подобную ситуацию. Тогда требования контролирующих органов доходили до абсурда: инспекторы при проверке арендодателей заставляли их получать лицензию, если арендаторы помещений не имели своего мусорного контейнера и договора на вывоз мусора и их отходы вывозились на полигон твердых бытовых отходов по договору арендодателей с этим полигоном. В результате под давлением представителей бизнеса перечень лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами был сокращен до обезвреживания и размещения.

С 1 июля 2015 г. все вернулось на круги своя: хозяйствующие субъекты вынуждены в спешном порядке переоформлять свои лицензии или получать их заново. Учитывая, что лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов нужно получить до 1 января 2016 г., а новое положение о лицензировании «немного запоздало», природопользователям придется очень сильно постараться, чтобы успеть в срок.

А теперь обо всем по порядку.

Для начала освежим в памяти определения терминов, обозначающих виды обращения с отходами. Это важно, поскольку данные термины за последнее время тоже претерпели изменения, в результате чего изменился спектр действий по обращению с отходами, на осуществление которых теперь нужно получать лицензию.

Обратимся к Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.06.2015; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) (выделено автором):

 

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 1. Основные понятия

[…]
размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
[…]
сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;
обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
[…]

 

В одной из своих статей[3] автор уже обращала внимание на то, что в свете последних изменений в области лицензирования очень важно четко представлять себе, как долго вы планируете складировать тот или иной отход:

  • если сроком до 6 месяцев, в этом случае речь идет о накоплении отходов, которое не подлежит лицензированию;
  • если сроком более 6 месяцев, такое складирование уже будет именоваться хранением и подлежать лицензированию[4].

Процедура получения лицензии сложная (причем окончательный результат зависит от многих факторов, в т.ч. решений государственных органов), длительная (а ведь 1 января 2016 г. уже не за горами) и к тому же дорогостоящая. Чтобы разобраться, как изменится (точнее, уже изменилась) данная процедура, проведем подробный сравнительный анализ Положения-2015 и Положения-2012.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Различия обнаруживаются уже в п. 1 рассматриваемых документов (выделено автором):

 

 

Как мы видим, был расширен перечень лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами (подробный перечень работ приведен в приложении к Положению-2015).

Кроме того, п. 1 Положения-2012 содержал требование о необходимости включения отходов, деятельность по обращению с которыми планирует осуществлять (осуществляет) соискатель лицензии (лицензиат), в федеральный классификационный каталог отходов[5] (далее — ФККО). Теперь же это требование раскрывается через необходимость указания в заявлении на получение лицензии перечня конкретных видов отходов I–IV классов опасности, содержащего их наименования, классы опасности и коды согласно ФККО (подп. «а» п. 5 Положения-2015).

В соответствии с п. 2 Положения-2015 лицензирующим органом (т.е. органом, выдающим бланки лицензий) по-прежнему остается Росприроднадзор.

ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

В Положении-2015 лицензионные требования, которые предъявляются к соискателям лицензии (лицензиатам), дифференцированы в зависимости от вида обращения с отходами (табл. 1).

 

 

Теперь сравним лицензионные требования, установленные Положением-2012 и Положением-2015.

Требования подп. «а» и «б» п. 3 Положения-2015 практически полностью дублируют аналогичные требования Положения-2012. Так, для осуществления деятельности по обращению с отходами необходимо иметь в собственности здания, строения, сооружения, помещения (если речь идет о сборе, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов) и специальное оборудование (если речь идет об обработке, утилизации, обезвреживании отходов), соответствующие установленным требованиям.

Данное лицензионное требование обусловлено тем, что несколько лет назад в нашей стране процветали фирмы-посредники, которые занимались сбором и транспортировкой отходов, но не имели своих производственных активов, транспорта или оборудования. При этом они искусственно завышали стоимость приема и передачи отходов организациям, осуществлявшим захоронение или обезвреживание отходов. Кстати, после того как лицензирование сбора и транспортировки отходов было отменено (до недавних пор), подобных организаций стало еще больше.

В связи с возвращением транспортировки отходов в перечень лицензируемых видов деятельности подп. «в» п. 3 Положения-2015 предусмотрено новое (в сравнении с Положением-2012) лицензионное требование — наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств[6] (оно касается только тех соискателей лицензии (лицензиатов), которые планируют осуществлять (осуществляют) транспортирование отходов).

Лицензионное требование Положения-2012 о прохождении работниками, которые допущены к обращению с отходами, специального обучения и получении ими сертификата на право обращения с отходами остается в силе (подп. «г» п. 3 Положения-2015). Данное требование закреплено в Федеральном законе № 89-ФЗ:

 

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I–IV класса опасности

1. Лица, которые допущены к обращению с отходами I–IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV класса опасности.
[…]

 

Таким образом, соискатель лицензии должен определить круг лиц, которые будут осуществлять обращение с отходами, и направить их на специальные курсы. Проблема в том, что данные курсы являются продолжительными и дорогостоящими, а срок действия сертификатов составляет всего 3 года, поэтому обучение всех сотрудников предприятия-природопользователя представляет весьма сложную задачу.

Подпункт «д» п. 3 Положения-2015 содержит еще одно лицензионное требование, которое ранее было предусмотрено Положением-2012, — проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I–IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов (это требование применяется в отношении соискателей лицензии, которые планируют осуществлять работы по размещению отходов).

Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 24.03.2014 № 228 (в ред. от 03.10.2015; далее — Постановление № 228) утвержден Перечень веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию. Согласно п. 6 данного Постановления в целях государственного учета обращения ОРВ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, использование, хранение, рекуперацию, восстановление, рециркуляцию (рециркулирование) и уничтожение ОРВ на территории Российской Федерации:

  • ведут учет произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных ОРВ;
  • представляют ежегодно, начиная с 2015 г., не позднее 1 апреля, в Минприроды России отчетность за прошедший год о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных ОРВ по форме   согласно приложению № 1 к Постановлению № 228 (см. извлечение ниже);
  • обеспечивают своевременность представления данной отчетности и достоверность указанных в ней сведений.

 

 

В то же время из перечня лицензионных требований, приведенных в Положении-2015, в сравнении с Положением-2012 были исключены:

  • наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами. Однако в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ ответственность за допуск работников к работе с отходами I–IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. Следовательно, такое должностное лицо должно быть у соискателя лицензии (лицензиата);
  • проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду. Однако обязанность по проведению такого мониторинга предусмотрена ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ (выделено автором):

 

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 12. Требования к объектам размещения отходов

[…]
3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
[…]

 

Более того, Минприроды России разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду»[7];

  • наличие у соискателя лицензии (лицензиата) системы производственного контроля в области обращения с отходами. Однако в соответствии со ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, который является составной частью производственного экологического контроля (далее — ПЭК), осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

Так, согласно п. 2 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК[8], осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК. Следовательно, ведение производственного контроля является обязательным требованием практически для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением хозяйствующих субъектов IV категории:

 

Извлечение
из Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий

(утв. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029)

IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории

6. Наличие одновременно следующих критериев:
а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа.
8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

 

Отметим, что в первоначальном тексте проекта Положения-2015 в перечень лицензионных требований было включено в том числе наличие объекта размещения отходов, на котором лицензиатом осуществляется деятельность в области обращения с отходами, в государственном реестре объектов размещения отходов[9]. В утвержденном Положении-2015 такое требование отсутствует. В связи с этим следует обратить внимание на следующий факт, который автор уже упоминала в октябрьском номере журнала: в Государственную Думу был внесен законопроект № 826840-6 «О приостановлении действия пункта 7 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"», в соответствии с которым предлагается приостановить до 1 января 2019 г. действие п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ (выделено автором):

 

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 12. Требования к объектам размещения отходов

[…]
7. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
[…]

ГРУБЫЕ НАРУШЕНИЯ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

В перечень грубых нарушений лицензионных требований в сравнении с Положением-2012 в Положении-2015 (п. 4) были дополнительно включены:

  • отсутствие у лицензиата, осуществляющего транспортировку отходов I–IV классов опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
  • допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV классов опасности.

Последнее требование следует из ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ:

 

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I–IV класса опасности

1. Лица, которые допущены к обращению с отходами I–IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV класса опасности.
[…]
3. Порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

 

Напомним, что из перечня лицензионных требований было исключено наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;

  • использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I–IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ), повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11[10] ст. 19 Федерального закона № 99-ФЗ.

В то же время из перечня грубых нарушений лицензионных требований в сравнении с Положением-2012 было исключено непроведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (напомним, проведение данного мониторинга теперь вообще не является лицензионным требованием).

ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ

В соответствии с Положением-2012 для получения лицензии соискатель лицензии должен был направить или представить в лицензирующий орган в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 99-ФЗ заявление о предоставлении лицензии с приложением необходимых документов. Информация, которую должно было содержать это заявление, не была указана непосредственно в Положении-2012, т.е. при составлении заявления соискатель лицензии должен был руководствоваться лишь требованиями Федерального закона № 99-ФЗ.

В Положении-2015 содержанию заявления о предоставлении лицензии посвящен отдельный пункт — п. 5. Так, в соответствии с данным пунктом для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с чч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона № 99-ФЗ[11]. Информация, которая должна быть указана в заявлении, дифференцирована в зависимости от вида обращения с отходами (табл. 2).

 

 

Рассмотрим данные требования подробнее.

Так, перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, который согласно подп. «а» п. 5 Положения-2015 нужно указать в заявлении, должен соответствовать Перечню работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, который содержится в приложении к Положению-2015.

СЭЗ, реквизиты которого должен указать в заявлении соискатель лицензии в соответствии с подп. «б» п. 5 Положения-2015, выдается Роспотребнадзором на основании экспертизы представленной документации. Заключение выдается в порядке, предусмотренном Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» (в ред. от 12.08.2010). Основной целью проведения экспертизы является выявление соответствия заявленной деятельности СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

Приведем примерный перечень документов, необходимых для получения экспертного заключения и СЭЗ:

 

Документы, необходимые для получения экспертного заключения и санитарно-эпидемиологического заключения

  1. Учредительные документы (устав и свидетельства).
  2. Правоустанавливающие документы на земельный участок, помещения и здания. План БТИ, экспликация помещений.
  3. Договоры с лицензированными организациями на передачу отходов (при наличии договора на транспортировку отходов необходимо приложить договор транспортировщика с лицензированным полигоном), акты вывоза отходов.
  4. Ассортиментный перечень товаров (работ, услуг), в ходе изготовления (проведения, оказания) которых будут образовываться отходы. Полное описание схемы обращения с отходами от их образования до удаления или иного способа обращения с ними.
  5. Краткая характеристика производственной деятельности и деятельности по обращению с отходами (в т.ч. численность персонала, режимы труда, штатное расписание, описание помещений, акты осмотра помещений).
  6. Паспорта и сертификаты на технологическое оборудование.
  7. Сертификаты и санитарно-эпидемиологические заключения на производимую продукцию и используемое сырье.
  8. При наличии автотранспорта — паспорта ПТС, договор с платной автостоянкой (если есть), договор на мойку автотранспорта, договор на ремонт и техническое обслуживание автотранспорта.
  9. Инструкции по обращению с отходами.
  10. Материалы производственного экологического контроля в области обращения с отходами.
  11. Документы, подтверждающие наличие емкостей для сбора отходов (контейнеры).
  12. Протоколы замеров качества состояния атмосферного воздуха (в т.ч. на границе санитарно-защитной зоны), воды, сточных вод, почв, воздуха рабочей зоны и др.
  13. Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, санитарно-эпидемиологические заключения на проекты нормативов предельно допустимых выбросов и санитарно-защитной зоны (если имеются).
  14. Паспорта отходов I–IV классов опасности.
  15. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
  16. Расчет класса опасности отходов для здоровья человека.
  17. Список должностей работников, подлежащих периодическим профилактическим медицинским осмотрам, согласованный с Роспотребнадзором в установленном порядке.
  18. Договоры на медицинский осмотр сотрудников и актуальные результаты такого осмотра.
  19. Договор на проведение дезинфекционных работ с копией санитарно-эпидемиологического заключения на деятельность по проведению дезинфекционных работ исполнителя.
  20. Копии свидетельств на право работы с опасными отходами лиц, которые допущены к обращению с отходами.
  21. Договор на аренду санитарно-бытовых помещений для водителей по адресу хранения автотранспорта.
  22. Договоры на дезинсекцию и дератизацию помещений.
  23. Договор на стирку одежды.
  24. Номенклатура и нормы выдачи средств индивидуальной защиты.

 

Вполне вероятно, что некоторые документы из данного перечня не потребуются именно вашему предприятию, а возможно, местный Роспотребнадзор затребует дополнительные сведения. Отметим, что расчет класса опасности отходов для здоровья человека проводится чаще всего Роспотребнадзором на платной основе и является дорогостоящей услугой. В некоторых субъектах Российской Федерации его проведение обязательно, а в других данное требование считается избыточным.

В целом нужно отметить, что получить СЭЗ теперь стало намного сложнее, чем раньше. Список требований Роспотребнадзора растет как на дрожжах. Это связано с тем, что экспертиза документов до подачи заявления на получение СЭЗ проводится при отсутствии административного регламента, т.е. требования санитарных врачей ничем не ограничены, кроме их понимания соответствия хозяйственной деятельности санитарным нормам. Именно поэтому данный этап лицензирования чаще всего является самым продолжительным и затратным.

Напомним, что Росприроднадзор не требует прикладывать к материалам лицензирования проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, материалы ПЭК и паспорта отходов, в отличие от Роспотребнадзора. В связи с тем, что сейчас паспортизация отходов проводится фактически заново и процесс этот невероятно растянулся во времени, собрать полный пакет документов для получения СЭЗ становится еще сложнее.

Что касается положительного заключения ГЭЭ, реквизиты которого должны быть указаны согласно подп. «в» п. 5 Положения-2015 в заявлении соискателем лицензии, планирующим осуществлять размещение и (или) обезвреживание отходов, то согласно информации, приведенной на сайте Росприроднадзора http://rpn.gov.ru/node/654, в состав материалов, представляемых на ГЭЭ по объектам, указанным в ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ[12], входят:

  • документация, подлежащая ГЭЭ, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащая материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит ГЭЭ;
  • положительные заключения и (или) документы согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту ГЭЭ в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
  • материалы обсуждений объекта ГЭЭ с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона № 174-ФЗ срок проведения ГЭЭ (которая, кстати, проводится на платной основе) не должен превышать 3 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика.

Подпунктом «г» п. 5 Положения-2015 предусмотрено для работ по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности указание в заявлении о предоставлении лицензии реквизитов разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которые были выданы в период со дня вступления в силу Федерального закона № 232-ФЗ и до дня вступления в силу Федерального закона № 309-ФЗ. Отметим, что Положением-2012 представление такой информации не требовалось.

Теперь выясним, как изменились требования к документам, которые должны входить в приложение к заявлению о предоставлении лицензии. В соответствии с п. 6 Положения-2015 они также дифференцированы в зависимости от вида обращения с отходами (табл. 3).

 

 

Таким образом, в Положении-2015 из перечня прилагаемых соискателем лицензии к заявлению о предоставлении лицензии документов в сравнении с Приложением-2012 исключены:

  • копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядкеэти сведения и так есть в распоряжении государственных органов;
  • перечень заявленных для выполнения работ в области обращения с отходами (с указанием наименования, класса опасности и кода отхода согласно ФККО) эта информация теперь указывается в самом заявлении;
  • сведения о наличии у соискателя лицензии СЭЗ о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, реквизиты СЭЗ теперь указываются в самом заявлении;
  • сведения о наличии у соискателя лицензии положительного заключения ГЭЭ проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов (за исключением объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Федерального закона № 309-ФЗ),реквизиты такого заключения теперь указываются в заявлении (напомним, что для работ по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности в заявлении указываются реквизиты разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданных в период со дня вступления в силу Федерального закона № 232-ФЗ и до дня вступления в силу Федерального закона № 309-ФЗ);
  • копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии — юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;

 

К СВЕДЕНИЮ

Еще раз отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, который является составной частью ПЭК. Программу ПЭК разрабатывают и утверждают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (п. 2 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ). То есть от проведения ПЭК освобождены только хозяйствующие субъекты, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV категории.

 

  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, однако отсутствие данного документа в перечне документов, которые необходимо приложить к заявлению о предоставлении лицензии, не означает, что лицензию можно получить бесплатно, т.к. в соответствии с п. 13 Положения-2015 за предоставление лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 

КСТАТИ

На основании подп. 92 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 05.10.2015) государственная пошлина за предоставление лицензии составляет 7500 руб.

 

Что касается новых (в сравнении с Положением-2012) документов, которые необходимо приложить к заявлению о предоставлении лицензии, то в связи с тем, что Положением-2015 предусмотрено новое лицензионное требование к получателям лицензии — наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, — соискатель лицензии, который планирует осуществлять транспортирование отходов, должен представить соответствующие сведения о соблюдении этого требования.

Интересный факт: несмотря на то что из перечня лицензионных требований в Положении-2015 в сравнении с Положением-2012 было исключено наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами, соискатель лицензии все равно должен приложить к заявлению о предоставлении лицензии копию документа, подтверждающего наличие в его штате должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I–IV классов опасности. Это еще раз подтверждает тот факт, что соответствующее должностное лицо должно быть у соискателя лицензии (лицензиата)[13].

Внимательно изучив табл. 1–3, можно обнаружить еще один заслуживающий внимания факт, который касается транспортирования отходов.

Так, согласно табл. 1 к соискателю лицензии (лицензиату), который планирует осуществлять (осуществляет) транспортирование отходов (назовем его описательно «транспортировщик отходов»), не предъявляются лицензионные требования о наличии у него необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.

Одновременно с этим в соответствии с табл. 3 транспортировщик отходов не должен прикладывать к заявлению о предоставлении лицензии копии документов, подтверждающих наличие у него таких зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования.

Однако на основании табл. 2 в заявлении о предоставлении лицензии транспортировщик отходов должен указать реквизиты СЭЗ о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами. Парадокс!

ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ

Требования к перечню документов, представляемых лицензиатом для переоформления лицензии, претерпели аналогичные перечисленным в предыдущем разделе статьи изменения. Однако отметим один интересный факт:

 

 

То есть в соответствии с Положением-2015 при переоформлении лицензии для осуществления работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов лицензиат должен указать сведения о наличии у него специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств. В то же время при получении лицензии такое требование предъявляется только к транспортировщику отходов.

ВЫВОДЫ

  1. Итак, какие же требования предъявляются к соискателю лицензии (лицензиату) при получении (переоформлении) лицензии в зависимости от вида обращения с отходами? Ответ на этот вопрос содержит сравнительная таблица, которую вы можете скачать, воспользовавшись услугой «Сервис форм».
  2. В целом получение лицензии — процесс очень длительный, особенно если природопользователи занимаются этим самостоятельно. Если вы хотите получить лицензию, запаситесь временем (не менее года!), финансовыми средствами и, конечно, терпением, потому что никто не может вам гарантировать, что, пока вы получаете лицензию, законодательные требования вновь не изменятся: от наших законодателей можно ожидать чего угодно — они товарищи непредсказуемые.
 

[1] Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ).

Подробнее об изменениях, предусмотренных данным Федеральным законом, см.: Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (https://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/).

Обратите внимание: в указанной статье не учтены изменения, внесенные в Федеральный закон № 458-ФЗ федеральными законами от 29.06.2015 № 176-ФЗ и № 203-ФЗ (прим. редакции).

[2] Лицензии на деятельность по обращению с отходами, выданные после 1 июля 2015 г., будут действовать бессрочно (см. ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 99-ФЗ).

[3] См. Ламихова М. Накопление, хранение, захоронение и размещение отходов: что есть что? // Справочник эколога. 2015. № 10. С. 15–27 (https://www.profiz.ru/eco/10_2015/terminy/).

[4] Хотя здесь не все так однозначно. В настоящее время накопление отходов — это складирование отходов на срок не более 6 месяцев, а хранение отходов — это складирование отходов на срок более 11 месяцев. С 1 января 2016 г. максимальный срок возможного накопления отходов увеличится до 11 месяцев, но до вступления в силу данных изменений складирование отходов на срок более 6 месяцев, но менее 11 месяцев будет оставаться в правовом вакууме.

[5] См. Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (в ред. от 20.07.2015).

ФККО ищите здесь:

http://www.fkko.ru/

http://rpn.gov.ru/node/852/

http://clevereco.ru/

[6] О требованиях к транспортировке отходов см.: Линова С.А. Транспортировка отходов по всем правилам // Справочник эколога. 2013. № 4. С. 5–16 (прим. редакции).

[8] Подробнее о разработке программы ПЭК и производственного контроля в области обращения с отходами см.:

– Согласование порядка производственного контроля в области обращения с отходами // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 4–5;

– Согласование программы ПЭК // Справочник эколога. 2015. № 10. С. 4–5 (прим. редакции).

[9] Подробную информацию о ведении данного реестра см.:

Вихровская А.П. Отсутствие объекта размещения отходов в ГРОРО // Справочник эколога. 2014. № 11. С. 12–18 (https://www.profiz.ru/eco/11_2014/GRORO/);

Ламихова М. Включение объектов размещения отходов в ГРОРО: комментарии и рекомендации // Справочник эколога. 2015. № 3. С. 46–53 (прим. редакции).

Сам реестр ищите здесь:

http://rpn.gov.ru/node/853/

http://clevereco.ru/groro/

[10] В соответствии с данной частью к таким последствиям относятся:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

[11] Отметим, что в Положении-2012 не было отсылки к ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 99-ФЗ, в соответствии с которой в заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии может указать просьбу о направлении ему в электронной форме информации по вопросам лицензирования.

[12] В соответствии с подп. 7.2 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, является объектом ГЭЭ федерального уровня.

Подробнее о ГЭЭ см.:

Дубинский Н. Регламент проведения ГЭЭ федерального уровня: комментарий к Приказу Минприроды России от 06.05.2014 № 204 // Справочник эколога. 2015. № 6. С. 8–22 (https://www.profiz.ru/eco/6_2015/admin_reglament/);

Бабина Ю.В. Правовые основы государственной экологической экспертизы и экспертизы проектной документации // Справочник эколога. 2015. № 7. С. 76–89 (прим. редакции).

[13] Подробнее об этом см.: Куликов И.В. Лица, ответственные за допуск работников к обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 61–65 (прим. редакции).

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 11, 2015.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам