Отдаем журнал бесплатно!

Сбросы в ЦСВ: как городская администрация устанавливает нормативы для абонентов

От редакции: Через сервис «Задать вопрос» к нам обратилась организация с просьбой помочь. В ходе разбора ситуации оказалось, что ответ экспертов будет полезен многим природопользователям. 

Ситуация
У предприятия заключен договор на водоотведение сточных вод с городским Водоканалом. По этому договору показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента, допущенных к сбросу в ЦСВ[1], установлены в соответствии с Приложением № 5 к Правилам № 644[2].
Имеет ли право администрация города устанавливать нормативы состава сточных вод, отводимых в ЦСВ для абонентов, расположенных на территории города, исходя из НДС[3] загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в реку городским водоканалом? Эти нормативы значительно ниже, например, по меди — в 333 раза, по взвешенных веществам— в 7 раз.

 

Порядок разработки нормативов состава сточных вод предусмотрен Правилами № 644.

В целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод[4], за исключением:
• объектов абонентов, являющихся жилыми, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в ЦСВ (канализации)), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;
• иных объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 м3 в сутки (за исключением объектов абонентов, используемых (в т.ч. фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц), в целях осуществления определенных видов деятельности[5]).  

НССВ устанавливаются едиными для объектов всех абонентов ЦСВ или конкретной технологической зоны водоотведения (если ЦСВ состоит из двух и более технологических зон водоотведения).

Рассчитываются НССВ согласно Правилам № 644 организацией, осуществляющей водоотведение, и представляются в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод. Для расчета используются формулы согласно пп. 176–179 Правил № 644.

Основаниями для установления или корректировки НССВ являются установление (расчет, представление), корректировка (перерасчет) НДС или установление (корректировка) технологических нормативов для объектов ЦСВ организации, осуществляющей водоотведение.

Основанием для корректировки НССВ по отдельным загрязняющим веществам является также изменение показателя эффективности удаления соответствующего загрязняющего вещества очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение, по итогам 12 календарных месяцев подряд более чем на 10 % по сравнению с ранее определенным значением такого показателя.

Обратите внимание
Чем ниже эффективность удаления загрязняющих веществ на очистных сооружениях, тем ближе НССВ к НДС.

 

Средства, полученные организацией, осуществляющей водоотведение, в виде платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных НССВ, используются на следующие цели:

 

Далее перечислили эти цели и объяснили, исходя из чего администрации города обязана устанавливать НССВ, отводимые в ЦСВ для абонентов, расположенных на территории города.


[1] Централизованная система водоотведения.

[2] Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 10.10.2023).

[3] Нормативы допустимых сбросов.

[4] Далее — НССВ.

[5] В целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, саун, сухопутного транспорта; полиграфической деятельности; деятельности по складированию и хранению; розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах; предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты; производства пара и горячей воды (тепловой энергии), пищевых продуктов, стекла и изделий из стекла, строительных керамических материалов, керамических изделий, огнеупорных керамических товаров, стекловолокна, изделий из бетона, цемента и гипса, химических веществ и химических продуктов, кожи и изделий из кожи, одежды из кожи, меховых изделий, электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, резиновых и пластмассовых изделий; обработки кож и шкур на бойнях; мойки транспортных средств; стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий; сбора, обработки или утилизации отходов; обработки вторичного сырья; предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов.

К.А. Ануфриев (ведущий инженер-эколог ООО «ВТ Эксперт», член экспертно-технического совета РАВВ), Е.Л. Захарова (руководитель центра экспертиз ООО «ВТ Эксперт»)

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 12, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Сбросы в ЦСВ: как городская администрация устанавливает нормативы для абонентов

От редакции: Через сервис «Задать вопрос» к нам обратилась организация с просьбой помочь. В ходе разбора ситуации оказалось, что ответ экспертов будет полезен многим природопользователям. 

Ситуация
У предприятия заключен договор на водоотведение сточных вод с городским Водоканалом. По этому договору показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента, допущенных к сбросу в ЦСВ[1], установлены в соответствии с Приложением № 5 к Правилам № 644[2].
Имеет ли право администрация города устанавливать нормативы состава сточных вод, отводимых в ЦСВ для абонентов, расположенных на территории города, исходя из НДС[3] загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в реку городским водоканалом? Эти нормативы значительно ниже, например, по меди — в 333 раза, по взвешенных веществам— в 7 раз.

 

Порядок разработки нормативов состава сточных вод предусмотрен Правилами № 644.

В целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод[4], за исключением:
• объектов абонентов, являющихся жилыми, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в ЦСВ (канализации)), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;
• иных объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 м3 в сутки (за исключением объектов абонентов, используемых (в т.ч. фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц), в целях осуществления определенных видов деятельности[5]).  

НССВ устанавливаются едиными для объектов всех абонентов ЦСВ или конкретной технологической зоны водоотведения (если ЦСВ состоит из двух и более технологических зон водоотведения).

Рассчитываются НССВ согласно Правилам № 644 организацией, осуществляющей водоотведение, и представляются в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод. Для расчета используются формулы согласно пп. 176–179 Правил № 644.

Основаниями для установления или корректировки НССВ являются установление (расчет, представление), корректировка (перерасчет) НДС или установление (корректировка) технологических нормативов для объектов ЦСВ организации, осуществляющей водоотведение.

Основанием для корректировки НССВ по отдельным загрязняющим веществам является также изменение показателя эффективности удаления соответствующего загрязняющего вещества очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение, по итогам 12 календарных месяцев подряд более чем на 10 % по сравнению с ранее определенным значением такого показателя.

Обратите внимание
Чем ниже эффективность удаления загрязняющих веществ на очистных сооружениях, тем ближе НССВ к НДС.

 

Средства, полученные организацией, осуществляющей водоотведение, в виде платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных НССВ, используются на следующие цели:

 

Далее перечислили эти цели и объяснили, исходя из чего администрации города обязана устанавливать НССВ, отводимые в ЦСВ для абонентов, расположенных на территории города.


[1] Централизованная система водоотведения.

[2] Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 10.10.2023).

[3] Нормативы допустимых сбросов.

[4] Далее — НССВ.

[5] В целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, саун, сухопутного транспорта; полиграфической деятельности; деятельности по складированию и хранению; розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах; предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты; производства пара и горячей воды (тепловой энергии), пищевых продуктов, стекла и изделий из стекла, строительных керамических материалов, керамических изделий, огнеупорных керамических товаров, стекловолокна, изделий из бетона, цемента и гипса, химических веществ и химических продуктов, кожи и изделий из кожи, одежды из кожи, меховых изделий, электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, резиновых и пластмассовых изделий; обработки кож и шкур на бойнях; мойки транспортных средств; стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий; сбора, обработки или утилизации отходов; обработки вторичного сырья; предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов.

К.А. Ануфриев (ведущий инженер-эколог ООО «ВТ Эксперт», член экспертно-технического совета РАВВ), Е.Л. Захарова (руководитель центра экспертиз ООО «ВТ Эксперт»)

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 12, 2023.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам