Отдаем журнал бесплатно!

Реализация положений Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ: проекты нормативно-правовых актов

1 января 2015 г. как гром среди ясного неба вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ), который наделал немало шума, т.к. внес серьезные изменения в требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами[1]. Как работать дальше? по каким нормам? какими подзаконными актами руководствоваться? — такие вопросы возникают у специалистов в области охраны окружающей среды. Поскольку Федеральный закон № 458-ФЗ был принят недавно, то направленных на реализацию его положений нормативно-правовых актов еще нет, однако с проектами некоторых из них можно ознакомиться уже сейчас. Именно этому будет посвящена настоящая статья.

 

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СБОРУ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ, ОБРАБОТКЕ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ, РАЗМЕЩЕНИЮ ОТХОДОВ I-IV КЛАССОВ ОПАСНОСТИ

Федеральный закон № 458-ФЗ внес коррективы в перечень видов деятельности в сфере обращения с отходами, подлежащих лицензированию. Так, в соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 31.12.2014; начало действия редакции — 01.07.2015) с 1 июля 2015 г. лицензированию, помимо размещения и обезвреживания, будут подлежать сбор, транспортирование, обработка и утилизация отходов I–IV классов опасности.

В настоящее время подготовлен проект Постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[2], которым утверждается Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (далее — Положение-2015).

Положение-2015 определяет порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов[3], осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению к Положению-2015.

Положение-2015 устанавливает лицензионные требования осуществления деятельности в области обращения с отходами, а также перечень документов, которые должен представить в лицензирующий орган соискатель лицензии (лицензиат) для получения или переоформления лицензии.

В сравнении с действующим Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 255; в ред. от 24.03.2014; далее — Положение-2012) Положением-2015 предусмотрены новые лицензионные требования к соискателям лицензии (лицензиатам) — наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств (это, скорее всего, связано с возвратом с 1 июля 2015 г. транспортировки отходов в перечень лицензируемых видов деятельности) и включение объекта размещения отходов, на котором лицензиат осуществляет (планирует осуществлять) деятельность по обращению с отходами, в государственный реестр объектов размещения отходов (это изменение обусловлено вступлением в силу с 1 августа 2014 г. Приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»). В то же время из перечня лицензионных требований было исключено требование о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) системы производственного контроля в области обращения с отходами.

 

КСТАТИ
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2014; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля (далее — ПЭК), осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.11.2014) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий[4], разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.
Следовательно, ведение производственного контроля является обязательным требованием практически для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением хозяйствующих субъектов IV категории).

 

В перечень грубых нарушений лицензионных требований, в сравнении с Положением-2012, в Положении-2015 дополнительно включены:

•отсутствие у лицензиата специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

•реализация объекта для размещения и (или) обезвреживания отходов с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;

•допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV классов опасности[5].

 

К СВЕДЕНИЮ
В соответствии с Федеральным законом № 458-ФЗ с 1 июля 2015 г. ст. 15 «Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I–IV класса опасности» Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена п. 3 следующего содержания: «Порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды».

 

В то же время из перечня грубых нарушений лицензионных требований исключено проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

Планируемая дата вступления в силу Постановления, утвердившего Положение-2015, — 1 июля 2015 г. Однако согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до вступления в силу данного Федерального закона, действуют до 30 июня 2015 г. Получается, что 1 июля 2015 г. все организации, занимающиеся сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов I–IV классов опасности, останутся без лицензий.

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРОВ

Федеральным законом № 458-ФЗ были введены новые термины в ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ:

отходы от использования товаров — готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них;

норматив утилизации отходов от использования товаров — установленное как выраженное в процентах отношение количества товаров определенного вида, упаковки таких товаров, реализованных юридическим лицам, физическим лицам, в т.ч. индивидуальным предпринимателям, и подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров определенного вида, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации.

 

Нормативы утилизации отходов от использования товаров (продукции), в т.ч. потребительской упаковки таких товаров (продукции), после утраты потребительских свойств

В соответствии с п. 1 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.

В целях реализации данной нормы подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров (продукции), в том числе потребительской упаковки таких товаров (продукции), после утраты потребительских свойств»[6].

Постановлением устанавливаются нормативы утилизации отходов от использования товаров (продукции), в т.ч. потребительской упаковки таких товаров (продукции), после утраты потребительских свойств:

Извлечение
из проекта
Нормативы утилизации отходов от использования товаров (продукции), в том числе потребительской упаковки таких товаров (продукции), после утраты потребительских свойств

Нормативы утилизации устанавливаются по наименованиям групп товаров (продукции) подлежащих утилизации, в процентах от общего количества выпущенных производителями, импортерами товаров для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за истекший календарный год в зависимости от массы или числа единиц готовых товаров или массы упаковки, использованной для производства таких товаров.

Предлагаемые нормативы утилизации отходов подлежат пересмотру один раз в 3 года в соответствии с предложениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере охраны окружающей среды.

 

Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств

Согласно п. 2 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами.

В целях реализации данной нормы разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»[7].

Постановлением утверждается перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств:

Извлечение
из проекта
Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств

Перечень подлежит пересмотру Правительством Российской Федерации в соответствии с предложениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере охраны окружающей среды.

 

Порядок самостоятельной утилизации производителями, импортерами отходов от использования товаров

На основании п. 3 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях реализации данного пункта подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка самостоятельной утилизации производителями, импортерами отходов от использования товаров»[8].

Постановлением утверждается Порядок самостоятельной утилизации производителями, импортерами отходов от использования товаров, которым устанавливаются порядок и условия самостоятельной утилизации производителями, импортерами товаров отходов от использования готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, согласно перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ.

Самостоятельная утилизация производителями, импортерами отходов от использования товаров заключается в обеспечении выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров и осуществляется одним из следующих способов или их комбинацией:

•непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров;

•заключение договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором;

•создание объединения (союза) производителей, импортеров товаров.

Выбор способа самостоятельной утилизации отходов от использования товаров осуществляется производителем, импортером товаров.

Производитель, импортер, осуществляющий самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров вне зависимости от выбранного способа осуществления утилизации обязан обеспечить:

а) прием отходов от использования товаров в пунктах приема;

б) доставку отходов от использования товаров от пунктов приема до мест осуществления деятельности по их обработке;

в) обработку отходов от использования товаров;

г) утилизацию отходов от использования товаров.

В целях исполнения обязанности по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров производитель, импортер товаров представляет в территориальный орган Росприроднадзора:

•декларацию количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в т.ч. упаковки таких товаров;

•отчетность о выполнении нормативов утилизации.

 

Отчетность о выполнении нормативов утилизации и декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в т.ч. упаковки таких товаров

В соответствии с п. 16 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в т.ч. упаковки), перечень которых предусмотрен п. 2 указанной статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации данного пункта подготовлено два проекта:

проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка, формы и сроков предоставления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации таких товаров»[9].

Постановлением утверждаются:

– порядок и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации таких товаров (далее — Отчетность);

– типовая форма представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, Отчетности.

Производители, импортеры товаров представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности.

Отчетный период составляет один календарный год. В случае начала осуществления хозяйственной и иной деятельности производителем, импортером товаров в течение отчетного календарного года отчетный период исчисляется с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя — производителя, импортера.

Отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, и ведется в электронном виде, а при отсутствии технической возможности ведения в электронном виде — в письменном виде. Оформление Отчетности осуществляется по типовой форме:

 

 

Отчетность составляется на бумажном носителе в 2 экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося производителя, импортера, а второй вместе с электронной версией Отчетности на электронном носителе представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора (непосредственно или почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении). Датой представления Отчетности считается отметка территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления.

Отчетность может быть подана в виде электронных документов, подписанных усиленной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Федеральный закон № 63-ФЗ).

Отчетность составляется на основе данных первичного учета произведенных (ввезенных) товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, и переданных (выпущенных в обращение) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, юридическим и физическим лицам на территории Российской Федерации.

Росприроднадзор размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для свободного и бесплатного доступа электронную версию оформления Отчетности и программное обеспечение для ее формирования;

проект Постановления Правительства РФ «О порядке декларирования производителями, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, в том числе упаковки таких товаров»[10].

Постановлением утверждается Порядок декларирования производителями, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, в т.ч. упаковки таких товаров, который устанавливает требования к оформлению и представлению производителями, импортерами продукции декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, а также количестве потребительской упаковки, использованной для производства товаров.

Декларация оформляется на основании ведения производителями, импортерами продукции учета количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, а также количества потребительской упаковки, использованной для производства товаров.

Декларация должна содержать:

– титульный лист, оформляемый в свободной форме;

– данные учета по итогам очередного квартала и очередного календарного года.

В случае невозможности произвести фактические измерения количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, а также количества потребительской упаковки, использованной для производства товаров, учет ведется на основании следующих источников:

– технической и технологической документации;

– бухгалтерской документации;

– актов приема-передачи;

– договоров.

Декларация ведется в электронном виде, а при отсутствии технической возможности ведения в электронном виде — в письменном виде. Оформление и ведение декларации осуществляется по образцу:

 

 

Производители, импортеры товаров представляют декларацию в территориальный орган Росприроднадзора в одном экземпляре на бумажном носителе или направляют в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении до 15 декабря года, следующего за отчетным календарным годом.

Декларация может быть представлена с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона № 63-ФЗ.

 

Порядок создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров

В соответствии со ст. 24.3 Федерального закона № 89-ФЗ единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров (далее — ЕГИС УОИТ) является федеральной государственной информационной системой, которая содержит информацию об отходах от использования товаров, о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации указанных отходов и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию и предназначена для осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизации.

Порядок создания, эксплуатации и модернизации ЕГИС УОИТ устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так, для реализации указанной нормы разработан проект Постановления Правительства РФ «О порядке создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров»[11].

Постановлением утверждается Порядок создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, который определяет правила создания, эксплуатации и модернизации ЕГИС УОИТ.

ЕГИС УОИТ предназначена для автоматизации учета отходов от использования товаров и их утилизации, а также информационного обеспечения деятельности по контролю за выполнением нормативов утилизации таких отходов, деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в сфере обращения с отходами от использования товаров.

Создание ЕГИС УОИТ осуществляется Минприроды России и Росприроднадзором и включает в себя разработку ЕГИС УОИТ, ввод ее в эксплуатацию, создание и/или приобретение программно-технических средств ЕГИС УОИТ, в т.ч. выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Эксплуатация ЕГИС УОИТ осуществляется Росприроднадзором, который является оператором ЕГИС УОИТ, самостоятельно или совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию сегментов ЕГИС УОИТ.

Пользователями информации, содержащейся в системе, являются Минприроды России и Росприроднадзор, иные органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица.

 

Предоставление информации для включения в единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров

Согласно ст. 24.4 Федерального закона № 89-ФЗ ЕГИС УОИТ эксплуатируется на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой поставщиками информации, в т.ч. с использованием имеющихся у них информационных систем. Состав, формы, сроки и порядок предоставления указанной информации определяются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации данной нормы разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении состава, формы, сроков и порядка предоставления статистической и иной документированной информации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров»[12].

Постановлением утверждается Порядок предоставления статистической и иной документированной информации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров.

Данный Порядок устанавливает состав, формы, сроки и правила предоставления статистической и иной документированной информации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров, для ее включения в ЕГИС УОИТ.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СБОР

В соответствии с п. 7 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены ст. 24.5 данного Федерального закона.

 

Ставки экологического сбора

Согласно п. 5 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей.

Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Данная норма реализована в проекте Постановления Правительства РФ «Об установлении ставок экологического сбора, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств»[13].

Постановление предусматривает установление ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельной утилизации отходов от использования товаров:

Извлечение
из проекта
Ставки экологического сбора, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств

Порядок взимания экологического сбора

На основании п. 8 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ порядок взимания экологического сбора (в т.ч. порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях реализации данного пункта подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об установлении порядка взимания экологического сбора (в том числе порядка его исчисления, срока уплаты, порядка взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора)»[14].

Постановлением утверждается Порядок взимания экологического сбора, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, в т.ч. порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора.

В соответствии с Порядком взимание экологического сбора осуществляется Росприроднадзором.

Экологической сбор исчисляется и уплачивается плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, установленным Правительством Российской Федерации.

Для подтверждения правильности исчисления суммы экологического сбора плательщик представляет форму по расчету суммы экологического сбора и документы об уплате экологического сбора, в территориальный орган Росприроднадзора, в котором осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, в т.ч. упаковки таких товаров.

Излишне уплаченный (взысканный) экологический сбор по желанию плательщика может подлежать возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, поданного в территориальный орган Росприроднадзора, проставивший на отчетности отметку об уплате экологического сбора, в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) экологического сбора.

 

[1] Подробнее о данных изменениях см.: Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (https://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/) (прим. редакции).

[2] С текстом проекта можно ознакомиться по ссылке http://regulation.gov.ru/project/22438.html. Подробный анализ проекта см.: Нельзикова Е.А. О новом порядке лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 3. С. 36–45 (https://www.profiz.ru/eco/3_2015/licenz/) (прим. редакции).

[3] Утвержден Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445.

[4] На момент подписания номера в печать критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям в зависимости от уровня такого воздействия не были определены. В настоящее время подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (http://regulation.gov.ru/project/19222.html).

27 февраля 2015 г. состоялось совещание под председательством заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Р.Р. Гизатулина, посвященное обсуждению данного проекта (http://rpn.gov.ru/node/8914) (прим. редакции).

[5] Многие эксперты полагают, что данная норма накладывает на предприятия избыточные требования, поскольку в настоящее время в российской законодательстве отсутствует нормативно-правовой акт, регулирующий порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

[6] http://regulation.gov.ru/project/22140.html.

[7] http://regulation.gov.ru/project/22139.html.

[8] http://regulation.gov.ru/project/22138.html.

[9] http://regulation.gov.ru/project/22142.html.

[10] http://regulation.gov.ru/project/22143.html.

[11] http://regulation.gov.ru/project/22654.html.

[12] http://regulation.gov.ru/project/22659.html.

[13] http://regulation.gov.ru/project/22144.html.

[14] http://regulation.gov.ru/project/22145.html.

Д.С. Желябовская, эксперт-эколог Группы компаний «Браво Софт» (г. Нижний Новгород)

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 4, 2015.

Отдаем журнал бесплатно!

Реализация положений Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ: проекты нормативно-правовых актов

1 января 2015 г. как гром среди ясного неба вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ), который наделал немало шума, т.к. внес серьезные изменения в требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами[1]. Как работать дальше? по каким нормам? какими подзаконными актами руководствоваться? — такие вопросы возникают у специалистов в области охраны окружающей среды. Поскольку Федеральный закон № 458-ФЗ был принят недавно, то направленных на реализацию его положений нормативно-правовых актов еще нет, однако с проектами некоторых из них можно ознакомиться уже сейчас. Именно этому будет посвящена настоящая статья.

 

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СБОРУ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ, ОБРАБОТКЕ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ, РАЗМЕЩЕНИЮ ОТХОДОВ I-IV КЛАССОВ ОПАСНОСТИ

Федеральный закон № 458-ФЗ внес коррективы в перечень видов деятельности в сфере обращения с отходами, подлежащих лицензированию. Так, в соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 31.12.2014; начало действия редакции — 01.07.2015) с 1 июля 2015 г. лицензированию, помимо размещения и обезвреживания, будут подлежать сбор, транспортирование, обработка и утилизация отходов I–IV классов опасности.

В настоящее время подготовлен проект Постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[2], которым утверждается Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (далее — Положение-2015).

Положение-2015 определяет порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов[3], осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению к Положению-2015.

Положение-2015 устанавливает лицензионные требования осуществления деятельности в области обращения с отходами, а также перечень документов, которые должен представить в лицензирующий орган соискатель лицензии (лицензиат) для получения или переоформления лицензии.

В сравнении с действующим Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 255; в ред. от 24.03.2014; далее — Положение-2012) Положением-2015 предусмотрены новые лицензионные требования к соискателям лицензии (лицензиатам) — наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств (это, скорее всего, связано с возвратом с 1 июля 2015 г. транспортировки отходов в перечень лицензируемых видов деятельности) и включение объекта размещения отходов, на котором лицензиат осуществляет (планирует осуществлять) деятельность по обращению с отходами, в государственный реестр объектов размещения отходов (это изменение обусловлено вступлением в силу с 1 августа 2014 г. Приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»). В то же время из перечня лицензионных требований было исключено требование о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) системы производственного контроля в области обращения с отходами.

 

КСТАТИ
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2014; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля (далее — ПЭК), осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.11.2014) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий[4], разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.
Следовательно, ведение производственного контроля является обязательным требованием практически для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением хозяйствующих субъектов IV категории).

 

В перечень грубых нарушений лицензионных требований, в сравнении с Положением-2012, в Положении-2015 дополнительно включены:

•отсутствие у лицензиата специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

•реализация объекта для размещения и (или) обезвреживания отходов с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;

•допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV классов опасности[5].

 

К СВЕДЕНИЮ
В соответствии с Федеральным законом № 458-ФЗ с 1 июля 2015 г. ст. 15 «Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I–IV класса опасности» Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена п. 3 следующего содержания: «Порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды».

 

В то же время из перечня грубых нарушений лицензионных требований исключено проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

Планируемая дата вступления в силу Постановления, утвердившего Положение-2015, — 1 июля 2015 г. Однако согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до вступления в силу данного Федерального закона, действуют до 30 июня 2015 г. Получается, что 1 июля 2015 г. все организации, занимающиеся сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов I–IV классов опасности, останутся без лицензий.

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРОВ

Федеральным законом № 458-ФЗ были введены новые термины в ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ:

отходы от использования товаров — готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них;

норматив утилизации отходов от использования товаров — установленное как выраженное в процентах отношение количества товаров определенного вида, упаковки таких товаров, реализованных юридическим лицам, физическим лицам, в т.ч. индивидуальным предпринимателям, и подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров определенного вида, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации.

 

Нормативы утилизации отходов от использования товаров (продукции), в т.ч. потребительской упаковки таких товаров (продукции), после утраты потребительских свойств

В соответствии с п. 1 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.

В целях реализации данной нормы подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров (продукции), в том числе потребительской упаковки таких товаров (продукции), после утраты потребительских свойств»[6].

Постановлением устанавливаются нормативы утилизации отходов от использования товаров (продукции), в т.ч. потребительской упаковки таких товаров (продукции), после утраты потребительских свойств:

Извлечение
из проекта
Нормативы утилизации отходов от использования товаров (продукции), в том числе потребительской упаковки таких товаров (продукции), после утраты потребительских свойств

Нормативы утилизации устанавливаются по наименованиям групп товаров (продукции) подлежащих утилизации, в процентах от общего количества выпущенных производителями, импортерами товаров для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за истекший календарный год в зависимости от массы или числа единиц готовых товаров или массы упаковки, использованной для производства таких товаров.

Предлагаемые нормативы утилизации отходов подлежат пересмотру один раз в 3 года в соответствии с предложениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере охраны окружающей среды.

 

Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств

Согласно п. 2 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами.

В целях реализации данной нормы разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»[7].

Постановлением утверждается перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств:

Извлечение
из проекта
Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств

Перечень подлежит пересмотру Правительством Российской Федерации в соответствии с предложениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере охраны окружающей среды.

 

Порядок самостоятельной утилизации производителями, импортерами отходов от использования товаров

На основании п. 3 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях реализации данного пункта подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка самостоятельной утилизации производителями, импортерами отходов от использования товаров»[8].

Постановлением утверждается Порядок самостоятельной утилизации производителями, импортерами отходов от использования товаров, которым устанавливаются порядок и условия самостоятельной утилизации производителями, импортерами товаров отходов от использования готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, согласно перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ.

Самостоятельная утилизация производителями, импортерами отходов от использования товаров заключается в обеспечении выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров и осуществляется одним из следующих способов или их комбинацией:

•непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров;

•заключение договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором;

•создание объединения (союза) производителей, импортеров товаров.

Выбор способа самостоятельной утилизации отходов от использования товаров осуществляется производителем, импортером товаров.

Производитель, импортер, осуществляющий самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров вне зависимости от выбранного способа осуществления утилизации обязан обеспечить:

а) прием отходов от использования товаров в пунктах приема;

б) доставку отходов от использования товаров от пунктов приема до мест осуществления деятельности по их обработке;

в) обработку отходов от использования товаров;

г) утилизацию отходов от использования товаров.

В целях исполнения обязанности по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров производитель, импортер товаров представляет в территориальный орган Росприроднадзора:

•декларацию количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в т.ч. упаковки таких товаров;

•отчетность о выполнении нормативов утилизации.

 

Отчетность о выполнении нормативов утилизации и декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в т.ч. упаковки таких товаров

В соответствии с п. 16 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в т.ч. упаковки), перечень которых предусмотрен п. 2 указанной статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации данного пункта подготовлено два проекта:

проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка, формы и сроков предоставления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации таких товаров»[9].

Постановлением утверждаются:

– порядок и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации таких товаров (далее — Отчетность);

– типовая форма представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, Отчетности.

Производители, импортеры товаров представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности.

Отчетный период составляет один календарный год. В случае начала осуществления хозяйственной и иной деятельности производителем, импортером товаров в течение отчетного календарного года отчетный период исчисляется с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя — производителя, импортера.

Отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, и ведется в электронном виде, а при отсутствии технической возможности ведения в электронном виде — в письменном виде. Оформление Отчетности осуществляется по типовой форме:

 

 

Отчетность составляется на бумажном носителе в 2 экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося производителя, импортера, а второй вместе с электронной версией Отчетности на электронном носителе представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора (непосредственно или почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении). Датой представления Отчетности считается отметка территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления.

Отчетность может быть подана в виде электронных документов, подписанных усиленной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Федеральный закон № 63-ФЗ).

Отчетность составляется на основе данных первичного учета произведенных (ввезенных) товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, и переданных (выпущенных в обращение) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, юридическим и физическим лицам на территории Российской Федерации.

Росприроднадзор размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для свободного и бесплатного доступа электронную версию оформления Отчетности и программное обеспечение для ее формирования;

проект Постановления Правительства РФ «О порядке декларирования производителями, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, в том числе упаковки таких товаров»[10].

Постановлением утверждается Порядок декларирования производителями, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, в т.ч. упаковки таких товаров, который устанавливает требования к оформлению и представлению производителями, импортерами продукции декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, а также количестве потребительской упаковки, использованной для производства товаров.

Декларация оформляется на основании ведения производителями, импортерами продукции учета количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, а также количества потребительской упаковки, использованной для производства товаров.

Декларация должна содержать:

– титульный лист, оформляемый в свободной форме;

– данные учета по итогам очередного квартала и очередного календарного года.

В случае невозможности произвести фактические измерения количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, а также количества потребительской упаковки, использованной для производства товаров, учет ведется на основании следующих источников:

– технической и технологической документации;

– бухгалтерской документации;

– актов приема-передачи;

– договоров.

Декларация ведется в электронном виде, а при отсутствии технической возможности ведения в электронном виде — в письменном виде. Оформление и ведение декларации осуществляется по образцу:

 

 

Производители, импортеры товаров представляют декларацию в территориальный орган Росприроднадзора в одном экземпляре на бумажном носителе или направляют в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении до 15 декабря года, следующего за отчетным календарным годом.

Декларация может быть представлена с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона № 63-ФЗ.

 

Порядок создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров

В соответствии со ст. 24.3 Федерального закона № 89-ФЗ единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров (далее — ЕГИС УОИТ) является федеральной государственной информационной системой, которая содержит информацию об отходах от использования товаров, о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации указанных отходов и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию и предназначена для осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизации.

Порядок создания, эксплуатации и модернизации ЕГИС УОИТ устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так, для реализации указанной нормы разработан проект Постановления Правительства РФ «О порядке создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров»[11].

Постановлением утверждается Порядок создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, который определяет правила создания, эксплуатации и модернизации ЕГИС УОИТ.

ЕГИС УОИТ предназначена для автоматизации учета отходов от использования товаров и их утилизации, а также информационного обеспечения деятельности по контролю за выполнением нормативов утилизации таких отходов, деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в сфере обращения с отходами от использования товаров.

Создание ЕГИС УОИТ осуществляется Минприроды России и Росприроднадзором и включает в себя разработку ЕГИС УОИТ, ввод ее в эксплуатацию, создание и/или приобретение программно-технических средств ЕГИС УОИТ, в т.ч. выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Эксплуатация ЕГИС УОИТ осуществляется Росприроднадзором, который является оператором ЕГИС УОИТ, самостоятельно или совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию сегментов ЕГИС УОИТ.

Пользователями информации, содержащейся в системе, являются Минприроды России и Росприроднадзор, иные органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица.

 

Предоставление информации для включения в единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров

Согласно ст. 24.4 Федерального закона № 89-ФЗ ЕГИС УОИТ эксплуатируется на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой поставщиками информации, в т.ч. с использованием имеющихся у них информационных систем. Состав, формы, сроки и порядок предоставления указанной информации определяются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации данной нормы разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении состава, формы, сроков и порядка предоставления статистической и иной документированной информации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров»[12].

Постановлением утверждается Порядок предоставления статистической и иной документированной информации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров.

Данный Порядок устанавливает состав, формы, сроки и правила предоставления статистической и иной документированной информации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров, для ее включения в ЕГИС УОИТ.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СБОР

В соответствии с п. 7 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены ст. 24.5 данного Федерального закона.

 

Ставки экологического сбора

Согласно п. 5 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей.

Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Данная норма реализована в проекте Постановления Правительства РФ «Об установлении ставок экологического сбора, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств»[13].

Постановление предусматривает установление ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельной утилизации отходов от использования товаров:

Извлечение
из проекта
Ставки экологического сбора, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств

Порядок взимания экологического сбора

На основании п. 8 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ порядок взимания экологического сбора (в т.ч. порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях реализации данного пункта подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об установлении порядка взимания экологического сбора (в том числе порядка его исчисления, срока уплаты, порядка взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора)»[14].

Постановлением утверждается Порядок взимания экологического сбора, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, в т.ч. порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора.

В соответствии с Порядком взимание экологического сбора осуществляется Росприроднадзором.

Экологической сбор исчисляется и уплачивается плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, установленным Правительством Российской Федерации.

Для подтверждения правильности исчисления суммы экологического сбора плательщик представляет форму по расчету суммы экологического сбора и документы об уплате экологического сбора, в территориальный орган Росприроднадзора, в котором осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, в т.ч. упаковки таких товаров.

Излишне уплаченный (взысканный) экологический сбор по желанию плательщика может подлежать возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, поданного в территориальный орган Росприроднадзора, проставивший на отчетности отметку об уплате экологического сбора, в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) экологического сбора.

 

[1] Подробнее о данных изменениях см.: Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (https://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/) (прим. редакции).

[2] С текстом проекта можно ознакомиться по ссылке http://regulation.gov.ru/project/22438.html. Подробный анализ проекта см.: Нельзикова Е.А. О новом порядке лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 3. С. 36–45 (https://www.profiz.ru/eco/3_2015/licenz/) (прим. редакции).

[3] Утвержден Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445.

[4] На момент подписания номера в печать критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям в зависимости от уровня такого воздействия не были определены. В настоящее время подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (http://regulation.gov.ru/project/19222.html).

27 февраля 2015 г. состоялось совещание под председательством заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Р.Р. Гизатулина, посвященное обсуждению данного проекта (http://rpn.gov.ru/node/8914) (прим. редакции).

[5] Многие эксперты полагают, что данная норма накладывает на предприятия избыточные требования, поскольку в настоящее время в российской законодательстве отсутствует нормативно-правовой акт, регулирующий порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

[6] http://regulation.gov.ru/project/22140.html.

[7] http://regulation.gov.ru/project/22139.html.

[8] http://regulation.gov.ru/project/22138.html.

[9] http://regulation.gov.ru/project/22142.html.

[10] http://regulation.gov.ru/project/22143.html.

[11] http://regulation.gov.ru/project/22654.html.

[12] http://regulation.gov.ru/project/22659.html.

[13] http://regulation.gov.ru/project/22144.html.

[14] http://regulation.gov.ru/project/22145.html.

Д.С. Желябовская, эксперт-эколог Группы компаний «Браво Софт» (г. Нижний Новгород)

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 4, 2015.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам