В условиях рыночной экономики благополучие предприятия напрямую зависит от величины получаемой прибыли. Требуются обоснованные и взвешенные подходы при принятии как стратегических, так и тактических решений на основе широкого использования экономических методов.
Для выработки широкого круга управленческих решений достаточно регулярно используется так называемый операционный анализ (или анализ взаимосвязи «затраты — объем производства — прибыль»). Это один из результативных методов для оперативного и стратегического планирования и управления эффективностью деятельности предприятия, в основе которого лежат линейные зависимости между величиной выпуска товаров, выручкой от реализации и затратами предприятия.
Операционный анализ — один из наиболее эффективных способов, позволяющий анализировать влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции и в конечном счете на эффективность деятельности предприятия. Он позволяет путем моделирования отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства. Эффективность его определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование (А. Браун «Операционный анализ как подход к ценообразованию»).
Распространены и другие названия операционного анализа: маржинальный анализ, анализ безубыточности, CVP-анализ (costs — volume — profit analysis).
К сведению
Применение операционного анализа позволяет обосновать широкий спектр показателей, влияющих на конечную эффективность деятельности:
- безубыточный объем продаж и минимальную цену реализации;
- наиболее выгодный ассортимент при ограниченных ресурсах;
- влияние структурных сдвигов в ассортименте на прибыль предприятия;
- принятие заказа по ценам ниже себестоимости;
- принятие решения о снижении цен при увеличении объемов сбыта продукции;
- решение задачи «производить или покупать детали, полуфабрикаты».
Применение операционного анализа позволяет также определять минимальную величину заказа.
Операционный анализ помогает определить наиболее выгодную комбинацию соотношения между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом производства (рис. 1).
Рис. 1. Сущность операционного анализа
Анализ источников (А. Браун «Операционный анализ как подход к ценообразованию»; И. Еремеев «Операционный анализ и оптимизация ассортиментной политики»; «Операционный анализ как базовый элемент процесса управления текущими затратами: модель CVP» (http: www.uu.com.ua)) показал, что именно операционный анализ позволяет оценивать эффективность работы организации и выработку рекомендаций по управлению.
Обратите внимание!
Операционный анализ позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции.
Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит показателю маржинального дохода. Ключевым элементом операционного анализа выступает расчет точки безубыточности, порога рентабельности, запаса прочности и операционного рычага.
Результаты операционного анализа необходимы руководству предприятия для принятия им правильных управленческих решений. С помощью операционного анализа определяются резервы, обеспечивается объективная оценка состояния резервов производства и степени их использования, очевидный реальный дефицит или убыток ресурсов, объективная потребность в их увеличении или прирост производства на имеющихся ресурсах. На базе операционного анализа разрабатываются пути мобилизации резервов, возможности их ресурсного и финансового обеспечения. Операционный анализ использует весь комплекс экономической информации, носит внутренний и оперативный характер, поэтому имеет возможность реально оценить состояние дел в организации, исследовать структуру себестоимости выпущенной и реализованной продукции и отдельных ее видов, состав коммерческих и управленческих расходов, позволяет с особой тщательностью изучить характер ответственности должностных лиц за полученные отклонения.
Данные операционного анализа играют решающую роль в разработке важнейших вопросов конкурентной политики предприятия, используются управляющими для совершенствования технологии и организации производства, для создания механизма достижения максимальной прибыли.
Важно!Необходимым элементом операционного анализа является изучение структуры затрат, то есть соотношения переменных и постоянных затрат предприятия. Причем не существует какой-то единой рекомендации о наилучшей структуре затрат даже в пределах одной отрасли. Оптимальность их соотношения зависит от конкретных условий работы предприятия и воздействующих факторов, включая долгосрочную тенденцию и ежегодные колебания в уровне продаж и т. п.
Механизм управления эффективностью деятельности предприятия с использованием системы «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» основан на ее зависимости от следующих факторов:
а) объема реализации;
б) суммы и уровня чистого операционного дохода;
в) суммы и уровня переменных операционных издержек;
г) суммы постоянных операционных издержек;
д) соотношения постоянных и переменных операционных издержек.
Эти факторы могут рассматриваться как основные при формировании суммы различных видов прибыли, воздействуя на которые можно получить необходимые результаты, повышая эффективность деятельности предприятия.
Одним из самых простых и эффективных методов операционного анализа с целью оперативного, а также стратегического управления прибылью является анализ «издержки — объем — прибыль», который позволяет отследить зависимость финансовых результатов бизнеса.
Анализ «издержки — объем — прибыль» служит для ответа на важнейшие вопросы, возникающие перед финансистами предприятия на четырех основных этапах денежного оборота.
I этап
- Сколько наличного капитала требуется предприятию?
- Каким образом можно мобилизовать эти средства?
- До какой степени можно доводить финансовый риск, используя эффект финансового рычага?
II этап
- Что важнее для предприятия на данном этапе его деятельности — высокая рентабельность или высокая ликвидность?
- До какой степени можно увеличивать или снижать силу операционного рычага, маневрируя переменными и постоянными издержками, и изменять тем самым уровень предпринимательского риска, связанного с предприятием?
- Что дешевле: приобретение или аренда недвижимости?
- Следует ли продавать продукцию ниже ее себестоимости?
- Какая структура ассортимента наиболее оптимальна в сложившихся условиях?
- Как отзовется на прибыли эффект изменения объема производства и сбыта?
III этап
- Каким должен быть оптимальный уровень товара, чтобы удовлетворять клиентов, но не связывать при этом слишком много оборотных средств?
- Какова оптимальная величина получаемого предприятием краткосрочного кредита, позволяющая обеспечивать продажу товара в рассрочку?
IV этап
- Какую часть прибыли распределять в качестве дивидендов?
- Какая часть нарабатываемого экономического эффекта уходит на погашение долгов и процентов по ним?
- Каким образом можно снизить суммы выплачиваемых налогов?
Таким образом, можно говорить, что операционный анализ позволяет принимать управленческие решения, направленные на повышение эффективности деятельности.
Пример
ООО «Швейная фирма “Лидер”» — российское предприятие, производящее качественную одежду, основанное в 2002 г. На сегодняшний день предприятие известно во многих городах Сибири, Урала, Дальнего Востока и в европейской части России.
ООО «Швейная фирма “Лидер”» представляет собой мобильное, быстро меняющее ассортимент производство, способное реагировать на колебания рынка. На предприятии стабильно работает квалифицированный персонал рабочих и инженерно-технических работников, списочная численность которых более 150 человек. Инженерно-технические работники имеют высшее и среднеспециальное образование. Средний возраст специалистов — 35–40 лет.
Предприятие занимается производством верхней одежды: мужской (40%), женский ассортимент(45%), а также одежда для школьников (15%).
Отличительной чертой одежды ООО «Швейная фирма «Лидер”» являются качество и уникальность. Вся продукция имеет государственные сертификаты качества.
Для наглядности рассмотрим применение показателей операционного анализа (табл. 1) отчет за один месяц по костюмной группе в количестве трех изделий. Отчет доходность отдельных видов изделий по плановому и отчетному периодам представлен в табл. 2.
Таблица 2. Затраты и доходы от продажи продукции
Показатель |
Вид продукции |
Итого | ||
Куртка мужская М172 |
Фуфайка мужская М233 |
Костюм мужской М402 | ||
Цена за единицу продукции, руб.: | ||||
а) по плану |
1450 |
200,00 |
2500 |
х |
б) по отчету |
1450 |
195,00 |
2600 |
х |
в) отклонение |
0 |
–5 |
100 |
х |
Объем продаж, единиц: | ||||
а) по плану |
300 |
500,00 |
420 |
1220 |
б) по отчету |
305 |
470,00 |
450 |
1225 |
в) отклонение |
–5 |
30 |
–30 |
–5 |
Выручка от продажи продукции, руб.: | ||||
а) по плану |
435000 |
100000 |
1050000 |
1585000 |
б) по отчету |
442250 |
91650 |
1170000 |
1703900 |
Доля выручки i-го изделия в объеме продаж | ||||
а) по плану |
0,27 |
0,06 |
0,66 |
1 |
б) по отчету |
0,26 |
0,05 |
0,69 |
1 |
в) отклонение |
–0,01 |
–0,01 |
0,02 |
0 |
Переменные затраты на единицу продукции, руб.: | ||||
а) по плану |
882,62 |
138,40 |
1538,47 |
2559,49 |
б) по отчету |
882,62 |
138,40 |
1538,47 |
2559,49 |
в) отклонение |
0 |
0 |
0 |
0 |
Переменные затраты на весь объем продукции, руб. | ||||
а) по плану |
264 786 |
69 200 |
646 157,4 |
980 143,4 |
б) по отчету |
269 199,1 |
65 048 |
692311,5 |
1 026 558,6 |
Постоянные затраты, руб.: | ||||
а) по плану |
х |
х |
х |
236 076,86 |
б) по отчету |
х |
х |
х |
240 000,00 |
в) отклонение |
х |
х |
3923,14 | |
Маржинальный доход на единицу продукции, руб.: | ||||
а) по плану |
567,38 |
61,6 |
961,53 |
х |
б) по отчету |
567,38 |
56,6 |
1061,53 |
х |
Маржинальный доход на весь объем продукции, руб.: | ||||
а) по плану |
170 214 |
30 800 |
403 842,6 |
604 856,6 |
б) по отчету |
173 050,9 |
26 602 |
477 688,5 |
677 341,4 |
Уровень доходности продукции, %: | ||||
а) по плану |
39,13 |
30,80 |
38,46 |
х |
б) по отчету |
39,13 |
29,03 |
40,83 |
х |
в) отклонение |
0,0 |
–1,77 |
2,37 |
х |
Как видно из табл. 2, в отчетном периоде под влиянием всех факторов уровень доходности изделия М172 остался без изменений, изделия М233 — снизился, при этом уровень доходности изделия М402 повысился.
Выводы
При простоте используемой модели операционный анализ привлекателен тем, что информационной базой для него служат доступные данные о полной выручке и полных расходах предприятия за несколько анализируемых периодов.
Анализ взаимосвязи «затраты — объем производства — прибыль» позволяет решать многие аналитические задачи и служит мощным информационным средством при подготовке управленческих решений.
С помощью данного анализа определяются важные для управления величины: точка безубыточности, показатель безопасности, операционный риск и критический уровень цены реализации.
Полный текст статьи читайте в журнале "Справочник экономиста" № 10(76).